Залоговое имущество автомобили
Как купить залоговый автомобиль
27.01.2020 | 44966 просмотров
Добрая половина новых автомобилей в России приобретается за счет заемных средств, полученных от банков.
И несмотря на то, что автокредиты выдаются на основании строгих критериев, снижающих риски просрочки или невозврата, каждый десятый автовладелец задерживает платежи более чем на 30 дней.
Два процента и вовсе не могут погасить долг, а это более 10 000 автомобилей в год. Попробуем разобраться, можно ли их купить, насколько это выгодно и как это правильно сделать.
В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога)… Статья 334 Гражданского Кодекса РФ.
Залоговые автомобили — это купленные в кредит и обеспечивающие возврат денег кредитору. Существует два способа покупки залогового имущества.
Когда автовладелец трезво оценивает свои финансовые возможности и готов расстаться со своим автомобилем добровольно. Либо когда залог изымается по решению суда и переходит в собственность банка.
В зависимости от этих вариантов у покупателя приглянувшегося автомобиля две тактики.
Покупка залогового авто с рук
При любой покупке автомобиля его нужно обязательно проверить на предмет ограничений или обременений. Если эту проверку пропустить, то можно остаться без машины, которую заберет банк, и скорее всего без денег, поскольку найти бывшего владельца и получить с него хотя бы часть суммы будет затруднительно.
Проверка залогов производится через реестр Федеральной нотариальной палаты. Для этого нужно знать VIN-код автомобиля, номер шасси или кузова.
Если автомобиль оказался в этом перечне, то лучше забыть о его покупке, поскольку сделка потребует много лишних движений. А можно воспользоваться тем, что владельцу действительно срочно нужны деньги и он может уступить приличную сумму.Если покупатель может сразу выкупить автомобиль, то сделку лучше проводить в следующем порядке.
- Продавец предупреждает банк о досрочном погашении кредита.
- Заключается договор купли-продажи (желательно это сделать у нотариуса, чтобы в случае невыполнения обязательств той или иной стороной было меньше проблем).
- Покупатель вносит часть стоимости автомобиля в кассу банка в счет погашения кредита.
- Банк выдает документы, подтверждающие погашение кредита, снимает залоговые обязательства с автомобиля и возвращает оригинал ПТС.
- Покупатель передает продавцу оставшуюся часть стоимости автомобиля (если таковая есть).
- Продавец передает автомобиль и документы на него покупателю.
- Покупатель регистрирует автомобиль на себя в обычном порядке.
Если же покупатель не готов заплатить за машину всю сумму, он может взять на себя обязательства по погашению кредита. В этом случае нужно совершить следующие действия:
- Подать в банк-кредитор заявку на переуступку долга.
- Получить одобрение банка на смену заемщика.
- Подписать трехсторонний договор между продавцом, покупателем и банком о переуступке права долга.
- Заключить договор купли-продажи между продавцом и покупателем.
- Покупатель отдает продавцу часть стоимости автомобиля, которая была уже выплачена банку в счет погашения кредита (если таковая есть).
- Банк вносит в реестр уведомление о смене заемщика.
В этом случае автомобиль все так же продолжает быть предметом залога, только меняется должник — с продавца на покупателя.
Такие схемы возможны, когда владелец-должник не запускает ситуацию с погашением кредита. Но если он становится злостным неплательщиком, то автомобиль рано или поздно окажется у кредитного учреждения.
Причем чаще всего транспортное средство оценят на сумму оставшейся задолженности, а все предыдущие вложения владельца (первоначальный взнос, ежемесячные платежи, страховки) просто не засчитают.
Для того, чтобы получить назад свои деньги, банк будет продавать залог.
Покупка автомобиля у банка
Кредиторы реализуют имущество либо самостоятельно, используя все доступные ресурсы от собственных сайтов до объявлений в интернете, либо через торговые площадки — обычные и электронные аукционы. Банк может продавать только те машины, на которые он получил право собственности по решению суда. В некоторых случаях банк продает автомобиль от имени должника.
Сделка с банком проходит в самом обычном формате. О понравившейся машине можно запросить больше информации, договориться об осмотре. Если все устроит, то оставить заявку на покупку, на основании которой банк подготовит договор купли-продажи и другие документы. После подписания договора и выплаты денег новый собственник ставит автомобиль на учет.
Для аукционов правила также стандартны.
Нужно познакомиться с правилами проведения торгов (у некоторых площадок есть определенные ограничения, например, на работу с физическими лицами), оставить заявку, внести залог.
Новым владельцем становится тот участник аукциона, который предложил лучшую цену. Если автомобиль не был продан во время первых торгов, то назначаются вторые с меньшей ценой лота.
Плюсы покупки залогового автомобиля
Залоговые автомобили — это в первую очередь новые машины, купленные в автосалонах. Соответственно, на вторичный рынок они попадают очень свежими с небольшим пробегом.
Поскольку должнику выгоднее побыстрее погасить долг и не выплачивать штрафов за просрочку, то он продает машину немного ниже рыночной стоимости. Перед кредитным учреждением стоит задача вернуть свои средства, а так как часть стоимости автомобиля (первоначальный взнос) уже внесена должником, то банк также устанавливает более низкую цену, чем на аналоги на рынке.
Участие в сделке банка может гарантировать ее юридическую чистоту.
Риски при покупке залогового автомобиля
Сложная структура сделки повышает риск того, что должник-продавец может не исполнить своих обязательств на каком-нибудь этапе. Поэтому такие сделки лучше оформлять через нотариуса, когда за передачей автомобиля и его документов следит третье лицо.
Есть небольшая вероятность того, что должник оспорит решение суда о передаче залога кредитору.
В этом случае у нового владельца машину могут изъять и ему придется через суд возвращать выплаченные за нее деньги.
Этого можно избежать, если запросить в банке или у судебных приставов документы, подтверждающие, что владелец-должник действительно знает о конфискации машины, либо связаться с ним самостоятельно.
Среди реализуемых автомобилей могут попадаться и аварийные экземпляры. Нужно очень четко понимать смысл покупки (возможно, нужен донор запчастей) и размер будущих вложений.
Покупка залогового автомобиля у должника может быть очень выгодна, особенно если будущий владелец понимает нюансы оформления сделки — получение одобрения банком и нотариальное заверение. Также могут быть привлекательны сделки с самими кредитными учреждениями. И чем крупнее продавец, тем больше гарантий легальности сделки.
Источник: https://www.drom.ru/info/misc/73744.html
Кредит на кредит. Почему не стоит покупать залоговые автомобили у банков и приставов
Резкое подорожание автомобилей в 2020 году на фоне пандемии коронавируса и падения рубля заставило потенциальных автолюбителей посмотреть на рынок залоговых автомобилей.
Если говорить совсем просто, то залоговые авто — это машины, которые были конфискованы банком или судебными приставами и теперь продаются на аукционе для погашения долгов физического или юридического лица.
В Интернете попадается куча объявлений, которые сулят машины “по низу” рынка — на 20 и даже 30% дешевле среднерыночной цены.
Применительно к банкам имеет место очень хитрая стратегия. Залоговый автомобиль, ПТС на который хранится у банка до момента последней выплаты, уже находится в кредите и формально на балансе банка. Для того чтобы максимально быстро продать автомобиль, на котором клиент банка уже какое-то время поездил, его предлагают купить в кредит.
Правда, беглый анализ рынка кредитных предложений на залоговые авто показал, что даже с учётом первоначального взноса ставка по таким “щедрым” предложениям начинается с 20% годовых, тогда как обычные автокредиты продают на тех же условиях под 12–14% годовых. То есть, по сути, банк может зарабатывать на своём же кредите, выданном под покупку арестованного автомобиля.
Гениальный ход и ситуация win-win, но только для банкиров.
Разница между проверкой автомобиля на вторичном рынке и продаваемой на залоговых торгах машины в том, что проверить историю последней практически невозможно.
И судебные приставы, и банки действуют по одинаковой тактике: сообщают сухие данные о пробеге, цвете, количестве хозяев в ПТС, практически умалчивая при этом об истории обслуживания машины.
Как результат — целое кладбище абсолютно непригодных к дальнейшей эксплуатации машин — как отечественных, так и иномарок.
Как и любая аукционная площадка, продавцы залоговых автомобилей удерживают с потенциального покупателя штраф, если сделка по продаже машины не состоялась.К слову, подъехать и посмотреть на состояние авто до участия в торгах почти невозможно — сотрудники банков и подрядчики приставов, продающие залоговое имущество, в большинстве случаев даже не с первого раза понимают, о какой машине идёт речь.
И если клиент не является должником банка или его сотрудником, то подойти и посмотреть машину нельзя.
Покупка залогового автомобиля не глядя по своей сути равноценна любой другой покупке в таком же ключе.
Никакой ответственности за автомобиль после продажи ни банк, ни приставы нести не будут, а все поломки будут устраняться в порядке общения с официальным дилером, то есть вся головная боль будет переложена на покупателя.
В случае если гарантия на автомобиль кончилась, но он всё равно куплен в кредит, дело обстоит ещё печальнее — чинить авто и платить кредит всё равно придётся.
Пример диагностики банка с залоговым автомобилем на фотографии ниже. Никаких подробностей — кроме того, что автомобилю (премиум-внедорожнику) требуется повторная диагностика. О компетентности специалистов этого банка остаётся только догадываться. Какие выводы из такой “диагностической карты” должен сделать потенциальный клиент — непонятно.
Руководитель экспертной лаборатории “Концепт техно сервис” Андрей Шафранюк пояснил, что горе-клиенты, купившие залоговые автомобили у банков, часто обращаются за проведением независимой экспертизы, связанной с подтверждением состояния автомобиля.
Руководитель экспертной лаборатории “Концепт техно сервис”
Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto Денис Адоньев отметил, что чаще всего банки просто не дают провести вменяемую техническую экспертизу автомобиля перед покупкой.Любопытно, что почти каждый договор купли-продажи залогового авто сопровождается пунктом, согласно которому клиент “не имеет претензий к качеству и состоянию автомобиля, а реальное состояние транспорта совпадает с указанным в документах”. Этот пункт, как отмечает директор юридической компании Евгений Неволин, следует вычёркивать из договора, поскольку вернуть машину обратно в этом случае будет практически невозможно.
Директор юридической компании
Задача по “впариванию” залоговых машин за стоимость практически новых автомобилей для приставов и банков недавно усложнилась. Многие площадки маркируют объявления, отмечая хорошую и плохую цену.
Если автомобиль от залогового отдела банка или ФССП переоценён, то там, скорее всего, может не быть вообще никакой отметки, поэтому для чистоты эксперимента нужно свериться с ценами на автомобиль с аналогичным годом выпуска и пробегом.
В отличие от перекупщиков или просто владельцев авто на вторичном рынке, банки и приставы почти не торгуются за выставленные на продажу автомобили. Если точный ценник в объявлении указан, то, скорее всего, он будет для клиента окончательным. Единственная надежда на снижение цены — тактика выжидания.
Если автомобиль не продаётся, то аналитики снижают цену и запускают объявление на электронную площадку по новой, а потом просто ждут своего клиента.
Юристы и эксперты отмечают, что процесс покупки автомобиля у залогового отдела банков или ФССП значительно сложнее как по времени, так и юридически, и судиться с этими организациями в случае возникновения конфликтной ситуации крайне тяжело и дорого.
Источник: https://life.ru/p/1350964