Вступление в силу приказа

Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ

Вступление в силу приказа

Принят Государственной Думой                               25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации                                    1 июня 1994 года

(В редакции федеральных законов от 22.10.1999 № 185-ФЗ, от 21.10.2011 № 289-ФЗ, от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете”, “Собрании законодательства Российской Федерации” или первое размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 5. “Парламентская газета” является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в “Парламентской газете”.

Обязательному опубликованию в “Парламентской газете” подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании. (Часть введена – Федеральный закон от 22.10.

1999 № 185-ФЗ)

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7.

 “Собрание законодательства Российской Федерации” является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. “Собрание законодательства Российской Федерации” состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части – иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в “Собрании законодательства Российской Федерации” акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 91. “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

На “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.

ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).  (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

На “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.

ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

(Статья введена – Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 10. Признать утратившими силу: Закон РСФСР от 13 июля 1990 года “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 6, ст. 93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин

Москва, Кремль14 июня 1994 года№ 5-ФЗ

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6332

Локальные нормативные акты: когда они вступают в силу, и какие особенности предусмотрены для правил внутреннего трудового распорядка

Вступление в силу приказа

Порядок вступления в силу локальных нормативных актов, издаваемых работодателем, определяется ч. 7 ст. 12 Трудового кодекса.

В этой норме говорится, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как видим, общее правило вступления локального акта в силу достаточно просто: это либо дата утверждения акта работодателем (то есть дата, которая стоит на приказе или распоряжении, которым утвержден локальный акт), или другая дата, прямо указанная работодателем в самом акте.

При этом работодатель не может распространить действие локальных актов на отношения, возникшие до даты их утверждения. Это прямо следует из уже приведенных положений ч. 7 ст. 12 ТК РФ о том, что локальный акт применяется к отношениям, правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, данный вывод также подтверждается ч. 3 ст.

12 ТК РФ, где сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. А в силу ст.

8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.

Поэтому даже если организация включит в локальный акт положение о том, что его действие распространяется на отношения, возникшие до даты утверждения, то в этой части локальный акт будет противоречить ч. 3 ст. 12 ТК РФ. А это означает, что такая норма просто не будет применяться.

Как дата ознакомления работника с актом влияет на вступление акта в силу

Еще один момент, который нужно учитывать работодателю при утверждении и внесении изменений в локальные акты, касается правила, которое установлено ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Оно гласит: работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Будет ли локальный акт применяться в отношении работника до того, как работник подпишет лист ознакомления с актом? Или работодателю при разработке локальных актов нужно закладывать временной лаг для ознакомления работников с изданным документом?

Сам Трудовой кодекс не содержит нормы о том, что локальный нормативный акт не применяется в отношении сотрудника до момента его ознакомления с положениями данного локального акта.

А судебная практика прямо подтверждает обратное — акты вступают в силу вне зависимости от даты ознакомления с ними того или иного сотрудника (определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.10 № 11564; апелляционные определения Архангельского областного суда от 04.07.

13 № 33-3933/2013, Московского городского суда от 20.06.12 № 11-6193, Челябинского областного суда от 30.09.2013 № 11-10255/2013).

Получается, что ознакомление работника с локальным актом носит чисто технический характер и на дату вступления самого локального акта в силу никак не влияет. Документ вступает в силу одновременно во всей организации (или у ИП) и сразу применяется ко всем работникам, если, конечно, работодатель сам не установила какие-то особые правила по вступлению документа в силу.

Заметим, что все сказанное выше касается не только принятия новых локальных актов, но и внесения изменений в уже действующие документы, а также отмены актов.

Ведь в и для внесения изменений, и для отмены работодателю необходимо издать соответствующий документ — приказ или распоряжение, которые по своей сути также будут локальным актом (см.

«Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять»). А значит, будут подчиняться приведенным выше правилам вступления в силу.

Особенности для правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), согласно ст. 189 Трудового кодекса, являются локальным нормативным актом. Но при этом ПВТР — особенный локальный акт. Порядку утверждения ПВТР посвящена отдельная статья —  ст. 190 ТК РФ. Однако отдельных положений, которые регулируют порядок вступления Правил в силу, в этой статье нет.

А значит, в этой части ПВТР подчиняются общим правилам вступления в силу локальных актов.

То есть новые ПВТР, равно как и новая редакция уже имеющихся в организации Правил, начинают применяться с момента, указанного в приказе об их утверждении, или о внесении соответствующих изменений в ПВТР, а если таковой не указан, то с момента издания самого приказа.

Однако правила внутреннего трудового распорядка стоят в ряду локальных актов особняком. Ведь, согласно ст. 189 ТК РФ, они регулируют основные права, обязанности сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и прочие существенные моменты трудовых отношений между работниками и работодателем.

Это значит, что в некоторых случаях утверждение или внесение изменений в ПВТР может влечь изменение условий трудовых договоров, заключенных с сотрудниками. Например, такое может происходить при внесении в ПВТР изменений в части режима рабочего времени, либо в части условий оплаты труда. Соответственно, в этом случае потребуется внесение изменений в трудовые договоры.

Ведь в этой ситуации именно трудовой договор будет иметь приоритет актом (см. «Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять»). Это означает следующее.

Принимая решение о сроке вступления в силу ПВТР (изменений в них), которые входят в противоречие с трудовыми договорами, работодателю необходимо «закладывать» время, необходимое на внесение изменений в трудовые договоры.

Что касается внесения соответствующих изменений в трудовой договор, то нужно помнить общее правило: такие изменения вносятся по соглашению сторон в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ.

Соответственно, обновленная редакция ПВТР будет применяться с даты, согласованной сторонами, и указанной в дополнительном соглашении к трудовому договору.

 Значит, в большинстве случаев дату вступления в силу ПВТР (или изменений к ним) можно сделать единой, чтобы не получилось, что одни работники уже трудятся по новой редакции Правил, а другие еще руководствуются старой.

Если же внесение изменений в ПВТР связано с изменением организационных или технологических условий производства (работы), то работодатель получает право изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, как это предусмотрено ст. 74 ТК РФ.

Здесь нужно помнить, что об изменениях работников необходимо уведомить в письменной форме не позднее, чем за два месяца. До момента истечения указанного срока к данным работникам новые Правила применяться не могут, даже если они официально вступят в силу.

В заключение отметим, что в некоторых случаях корректировка трудовых договоров может потребоваться не только при издании (внесение изменений) ПВТР, но и в случае с другими локальными актами.

Изменения необходимы, если нормы локального акта будут затрагивать положения, ранее зафиксированные в трудовом договоре (например, такое может быть при утверждении положения о премировании или об оплате труда).

Поэтому при создании, изменении, или отмене локальных актов следует проверять, не вступают ли акты в противоречие с действующими трудовыми договорами.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2017/2/12024

Каков срок вступления в законную силу судебного приказа, чем он отличается от решения суда и можно ли его отменить

Вступление в силу приказа

Судебный приказ – это постановление о взыскании по бесспорным требованиям денежных средств или движимого имущества на сумму, не превышающую 500 000 для гражданских дел и 400 000 для арбитражных, принятое без проведения судебных тяжб и разбирательств единолично судьёй по предоставленному пакету документов. Каков срок вступления в законную силу судебного приказа, чем он отличается от решения суда и можно ли его отменить? Это и будем рассматривать в соответствующей статье на блоге blogfreo.ru.

В ГПК РФ указано, что приказное производство возбуждается в тех случаях, если требование основано на сделке, оформленной в простой письменной форме или заверенной нотариусом, а также заявлено о взыскании:

  • с родителя алиментов на детей, не достигших совершеннолетия, но при этом отцовство (материнство) не оспаривается и к делу не привлечены третьи лица;
  • неоплаченных налогов или штрафов, оплаты услуг ЖКХ и так далее;
  • задержанной или невыплаченной совсем (в течение трёх месяцев) заработной платы;
  • расходов со стороны органов внутренних дел, связанных с поиском ответчика.

Дела о вынесении судебного приказа ведут мировые судьи.

Оглавление статьи:

Чем отличается от решения суда

Что такое судебный приказ понятно из предыдущего абзаца, но чем же он отличается от решения суда, вынесенного по АПК РФ?

Общее у этих актов в том, что они выносятся судом, направлены на урегулирование неких споров и обязательны к исполнению, в том числе в принудительном порядке. Отличия их заключаются в следующем:

  1. Решение выносится арбитражным судом после разбирательства с тщательным исследованием доказательств, вызовом обеих сторон, прослушиванием свидетельских показаний и так далее. Приказ же судья выносит единолично, основываясь только на предоставленных документах, не вызывая стороны и не привлекая третьи лица.
  2. Суд, вынесший решение, не может его отменить, с приказом всё ровно наоборот. Он подлежит отмене тем же судьёй, если должник в установленные сроки подаст заявление на отмену.
  3. Решение имеет четыре составных части – вводную, резолютивную, описательную и мотивировочную, приказ состоит только из двух частей – вводной и резолютивной.
  4. После вынесения решения истцу необходимо получать исполнительный лист, приказ же сам является исполнительным документом.
  5. Сроки, отведённые на обжалование, у одного акта составляют 30 календарных дней, у другого – всего 10 дней.

Срок вступления в силу

Как показывает практика заявление о выдаче судебного приказа в большинстве случаев подают кредиторы, которые хотят взыскать свои деньги с заёмщиков, отказывающихся от их выплаты.

Вторая распространённая категория – это матери несовершеннолетних детей, находящиеся в разводе с их отцами.

Такие дела считаются бесспорными и не требуют дополнительных разбирательств, поэтому могут рассматриваться одним судьёй лишь по представленным документам.

Заявление должно подаваться по месту жительства должника, в случае с алиментами оно может быть подано по месту жительства заявителя. Судья принимает решение в течение пяти рабочих дней.

После этого он высылает Почтой России должнику копию судебного приказа, срок вступления которого в законную силу — 10 дней после получения адресатом, если за это время тот не подаст заявление на отмену акта, а если подаст, тогда определение об отмене начнёт действовать незамедлительно.

Если заказное письмо с актом не получено адресатом, то оно пролежит на почте 7 дней, после чего его отправят обратно в суд. Тогда акт вступит в силу с момента получения его судьёй. Из этого следует, что нарочное неполучение письма из суда на почте не освобождает должников от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами.

После вступления документа в силу судья ставит на втором экземпляре приказа гербовую печать и передаёт его заявителю или по его просьбе направляет сразу судебным приставам для исполнения.

Как отменить

Что же делать должникам после вынесения судебного приказа, чтобы его отменить, если они с ним несогласны?

Во-первых, они должны его получить на руки и не позднее 10 дней после получения направить в суд заявление об отмене. Получив такое заявление, судья обязан отменить акт без каких-либо задержек.

Должнику даже не нужно указывать в заявление какие-либо веские причины, само такое заявление уже является поводом для отмены, так как по законам РФ ответчик имеет полное право защищать свои интересы в судебном порядке.

В этом случае кредитор или другой заявитель может подать исковое заявление в арбитражный суд для подробного разбирательства по делу.

Во-вторых, должникам необходимо подготовить доказательства неправомерности назначенного взыскания или документы, подтверждающие наличие обстоятельств, делающих невозможным возмещение долга в установленные сроки и в установленных размерах.

В-третьих, нужно быть готовым к тому, что после вынесения судом определения отмены, заявитель подаст исковое заявление.

Чтобы избежать судебных тяжб, можно попробовать заключить с кредитором мировое соглашение, в рамках которого будут прописаны сроки и условия возвращения долга.

Как правило, истцы идут на уступки, так как им тоже не хочется тратить время и деньги на судебные разбирательства, а вернуть собственные средства необходимо.

Плюсы и минусы судебного приказа

Нормы о судебных приказах были включены в ГПК РФ только в 1996 году, хотя их прототипы существовали ещё в дореволюционной России.

Приказное производство удобно в тех случаях, когда дело не вызывает сомнений, то есть оно бесспорно и не требует дополнительных разбирательств.

Такой подход, когда судья в сжатые сроки по пакету собранных документов самолично выносит решение, имеет массу плюсов для всех сторон:

  1. Экономия средств. Госпошлину нужно будет заплатить в половинном размере, чем при исковом производстве, не придётся оплачивать услуги адвокатов и прочих привлекаемым со стороны представителей закона и третьих лиц. А ещё полностью исключаются транспортные расходы, так как представители сторон в суд не вызываются.
  2. Экономия нервов. Заявителю нужно лишь один раз собрать пакет документов, далее, судья не вправе затребовать дополнительные доказательства, он должен вынести решение на основании того, что имеет. А также впоследствии не придётся получать исполнительный лист. Ответчику, получившему уведомление по почте, достаточно написать заявление, чтобы решение было отменено — это гораздо проще, чем подавать апелляции.
  3. Экономия времени. Исковые разбирательства могут затянуться на несколько месяцев и даже больше. В приказном производстве судья принимает решение в течение пяти дней.

Однако, есть у приказного производства и свои минусы. Главный из них – это непродуманное и несвоевременное донесение до ответчика информации о вынесении приказа. Судья отправляет копию документа по почте, но:

  1. Истец может нарочно указать в заявлении ошибочный адрес ответчика. Достаточно ошибиться в одной цифре номера дома и письмо к ответчику уже не попадёт, что на практике часто и случается.
  2. Почта может потерять письмо в процессе доставки.
  3. Квитанцию о необходимости получения заказного письма на почте могут вытащить из почтового ящика местные хулиганы.
  4. Ответчик может сменить место жительства, уехать в отпуск, лежать в больнице, просто не проверять почтовый ящик и тем самым не получить уведомление вовремя.

В таких случаях почта возвращает письмо в суд и приказ сразу же вступает в силу.

Очень много таких ситуаций, когда должник узнаёт о вынесении судебного приказа в тот момент, когда с его карты приставы списывают в качестве платежа средства.

Особенно часто такое случается с постановлениями, вынесенными по КАС, а всё потому, что кодекс административного судопроизводства устанавливает начало срока, в который ответчик может подать возражение, на момент отправки приказа, а не на дату его получения.

Если по независящим от ответчика причинам, он не получил акт вовремя, то он может подать в суд прошение о восстановлении 10-дневного срока, отведённого на обжалование приказа.

Приказное производство имеет минусы и для взыскателей.

Если ответчик спустя даже продолжительное время докажет неправомерность назначенных взысканий или факт того, что он не получил документ вовремя, например, когда списания долга уже начались, то судебный приказ всё равно будет отменён. В этом случае взыскатель обязан будет возвратить средства и ему нужно будет подавать исковое заявление для дальнейшего разбирательства.

Источник: https://blogfreo.ru/srok-vstupleniya-v-zakonnuyu-silu-sudebnogo-prikaza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.