Вопрос о элементах

Как легко определять свойства элементов и их соединений

Вопрос о элементах

Не так уж часто удается написать заметку о том, что не просто войдет в школьные учебники будущего, а станет одной из базовых картинок-иллюстраций.

Химики из Сколковского института науки и технологий Артем Оганов и Захед Алахъяри придумали и рассчитали, как расположить химические элементы в порядке постепенного изменения их химических свойств.

Такая последовательность удобнее, чем таблица Менделеева, для предсказания твердости, стабильности, намагниченности и других свойств элементов и их соединений. О том, как было сделано и что значит это отрытые, “Коту” рассказал профессор Сколтеха Артем Оганов.

Артем Оганов – кристаллограф-теоретик, создатель ряда новых материалов, а главное, методов, которые позволяют открывать новые материалы.

Решил считавшуюся нерешаемой задачу предсказания кристаллической структуры вещества на основе его химического состава.

Создал программу USPEX, способную предсказывать устойчивые химические соединения по набору исходных элементов. Один из самых цитируемых в мире ученых.

Физика будущего: где ждать прорывов и как отменить Большой взрыв

Я хорошо помню, как мне пришло в голову решение этой задачи. Мы с семьей садились в самолет. У меня четверо детей, и все они расположились у меня на голове и прочих частях тела и к тому же продолжали непрерывно двигаться. Опытные родители знают, что сопротивляться этому бессмысленно, а беспокоиться неразумно.

Поэтому мой мозг перестал метаться, анализируя внешние сигналы, и застыл, сфокусировавшись в одной точке. Точка эта оказалась на спинке впередистоящего кресла. Там-то и начал проступать основной график будущей работы.

Я вдруг увидел, что элементы таблицы Менделеева не размазаны равномерно в пространстве своих свойств, а, как звезды в Галактике, расположены более-менее на плоскости.

Эта проблема волновала меня последние 15 лет. В 1984 году британский физик Дэвид Петтифор опубликовал работу, в которой ввел понятие менделеевских чисел, – с их помощью он сгруппировал элементы в порядке изменения их химических свойств.

В таблице Менделеева свойства элементов меняются скачками. Так, после самого химически активного неметалла фтора идет инертный неон, а сразу за ним – активнейший металл натрий.

Можно ли найти вариант, при котором рядом бы стояли похожие по свойствам элементы?

Петтифор предложил решение – выстроил элементы в некоторой последовательности, приписав им некие числа Менделеева. Но как приписал, не объяснил. И тем более не объяснил, какой у них физический смысл.

Эти числа не расчет, а произвол, хотя и основанный на наблюдениях за свойствами бинарных соединений – веществ, состоящих из двух разных атомов. Скажем, если NaCl и KCl похожи, то и натрий с калием должны стоять рядом.

Все это время ученые модифицировали и улучшали менделеевские числа, но что это такое, так никто и не объяснил.

У химических элементов есть разные характеристики, которые влияют на их свойства. Прежде всего размер атома (его радиус), валентность, поляризуемость*, электроотрицательность**.

Но валентность – параметр непостоянный, у разных элементов могут быть разные валентности, а мы неоднократно открывали химические соединения, которые с точки зрения привычных представлений о валентности не могли бы существовать. Но существуют.

Поляризуемость очень сильно коррелирует с электроотрицательностью.

*Поляризуемость – способность атома или молекулы становиться электрически полярными во внешнем электромагнитном поле. Поляризуемость показывает, насколько легко может возникнуть заряженная частица (ион) или новая химическая связь.

**Электроотрицательность – способность атома оттягивать электроны других атомов в химических соединениях. Самая высокая степень электроотрицательности у галогенов и сильных окислителей (F, O, N, Cl), низкая – у активных металлов (Li, Na, K).

Получается, что для определения фундаментальных свойств атомов можно использовать только атомный радиус и электроотрицательность.

И если по оси Х – радиус, а по оси Y – электроотрицательность, мы получаем плоскость, на которой сильно вытянутым облаком располагаются элементы.

Внутри этого облака, воспользовавшись несложным математическим приемом, можно провести линию, вдоль которой элементы встанут в порядке максимально плавного изменения свойств.

Так мы открыли физический и химический смысл менделеевских чисел: это наилучшее представление всех химических свойств атома одним числом.

Но мы предложили не только объяснение, но и улучшенную версию чисел Менделеева, в которой нет места субъективности – только расчеты на основе фундаментальных характеристик атомов. Мы назвали это “Универсальной последовательностью элементов”, по-английски Universal Sequence Of Elements, сокращенно USE.

И действительно, наша последовательность удобна в применении: она предсказывает свойства химических соединений лучше, чем петтифоровские менделеевские числа и их позднейшие модификации.

Российские ученые рассказали о новейшем методе редактирования геновЕсли расположить элементы на осях, то на плоскости будут бинарные соединения – молекулы и кристаллы, состоящие из двух типов атомов.

Мы обнаружили, что на этом поле – его можно назвать химическим пространством – возникают области соединений с близкими свойствами, например твердостью кристаллов, магнетизмом, энергией связи.

Известно, например, что алмаз, состоящий только из углерода, – самый твердый из кристаллов. А как искать другие твердые вещества? По соседству с алмазом в его химическом пространстве.

Улучшенные менделеевские числа помогут находить новые соединения с полезными свойствами и смогут прояснить некоторые вопросы, связанные с привычной таблицей Менделеева. Например, уже сейчас можно ставить точку в споре, где должен находиться водород: над литием или над фтором. Согласно менделеевским числам, водород ближе к галогенам, чем к щелочным металлам.

Ссылка: Zahed Allahyari and Artem R. Oganov, Nonempirical Definition of the Mendeleev Numbers: Organizing the Chemical Space: J. Phys. Chem. C 2020, 124, 43, 23867-23878.

Универсальная последовательность элементов (USE)

Журнал “Кот Шрёдингера”

Как вычисляются числа Менделеева

Универсальная последовательность элементов определяется их проекцией на линию, обозначенную синим цветом. Журнал “Кот Шрёдингера”

Источник: https://rg.ru/2020/11/30/kak-legko-opredeliat-svojstva-elementov-i-ih-soedinenij.html

Викторина по химии

Вопрос о элементах

Викторина по Химии

1. Первый элемент Периодической системы Д.И. Менделеева. (Водород)

2. Формула поваренной соли. (NaCl)

3. Наука о веществах и их свойствах. (Химия)

4. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

5. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.(Оксиды)

6. Как называются растворимые основания. (Щелочи)

7. Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Восемь)

8. Какой легкий металл используют в самолетостроении? (Алюминий)

9. Формула воды. 2О)

10. В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и проводят химические реакции. (Пробирка)

11. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (Железо)

12. Какой инертный газ используют для заполнения дирижаблей. (Гелий)

13. Назовите кислоту, которую прописывают при некоторых заболеваниях желудка. (Раствор соляной кислоты)

14. Чему равно число электронов в атоме? (Порядковому номеру)

15. О каком веществе писал Антуан де Сент-Экзюпери “… Ты самое большое богатство на свете…” (О воде)

Металлы и неметаллы

10. Назовите металл, вызывающий “лихорадку”? (Золото)

20. Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали? (Фтор)

30. Какой неметалл был назван “элементом жизни и мысли”? (Фосфор)

40. Какой металл может болеть “чумой”? (Олово)

50. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно- кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питье были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро.)

Химические загадки

10. Гость из космоса пришел в воде приют себе нашел. (Водород)

20. Давно известна человеку.Она тягуча и красна.Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. 

(Медь)

30. Меня в составе мрамора найди, Я твердость придаю кости,В составе извести еще меня найдешь

Теперь меня ты, верно, назовешь. 

(Кальций)

40. Я крылатый элементВ небеса лечу на керосине,Провожу тепло и ток,

Нахожусь в природе в глине. 

(Алюминий)

*50. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот)

Закончите фразу

10. 21% по объему в воздухе занимает …(Кислород)

20. Дождь – это … явление (физическое)

30. Алюминиевые и железные стружки можно разделить … (магнитом)

40. Формула угарного газа … (СО)

50. Купоросное масло – это… (серная кислота)

Верите ли вы, что… (Да или нет)

10. Аргентина названа в честь серебра? (Да)

20. Платину назвали “гнилое золото”, “лягушачье золото”, “серебришко”.(Да)

30. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли)

*40. Первый исторически известный паспорт был бронзовый?(Да)

50. Эйфелева башня “железная мадам”, так ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой? (Да)

Первоначальные химические понятия

10. Как называется цифра перед формулой или знаком? (Коэффициент)

20. Единица измерения количества вещества. (Моль)

30. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие называется … (химическое)

40. Мельчайшая частица вещества химически неделимая. (Атом)

50. Молярный объем любого газа при н. у. равен … (22,4 л ∕моль)

Превращение без превращений

10. Какой химический элемент носит название соснового леса? (Бор)

20. В названии благородного металла замените первую букву и получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями(золото – болото)

30. От какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получилось известная кость? (Серебро – ребро)

40. В название какого химического элемента входит название дерева?(Никель)

50. В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется как органическое удобрение.(Фтор – торф)

Химия и экология

20. Назначение очистных сооружений. (Очистка сточных вод)

40. В какой части огурца содержится больше всего нитратов. (В кожуре)

60. Какое топливо является самым экологически чистым? (Водород)

**80. Вещество дезинфицирующе воду не оставляющее привкус. (Озон)

100. Назовите не мене трех важнейших глобальных экологических проблемы человечества. (Озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, вырубка лесов)

Галерея химиков

**20. Что отвечал Михаил Васильевич Ломоносов на вопрос “Кто Вы по профессии?” (Химик)

40. Любимое занятие Дмитрия Ивановича Менделеева в часы отдыха.(Клеить дорожные ящики-чемоданы)

60. Назовите фамилию выдающегося русского химика и композитора, автора оперы “Князь Игорь”. (А.П. Бородин)

80. Какой ученый предложил в качестве символов химических элементов начальные буквы латинских названий. (Ян Берцелиус)

100. Этот знаменитый ученый в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Он за 4 часа пролетел путь в 100 км. Назовите его имя (Дмитрий Иванович Менделеев)

Химия в быту

20. Без какого вещества нельзя отутюжить пересушенные вещи? (Без воды)

40. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии. Где он используется? (Ртуть, в термометре)

60. Человечество с древних времен использовало консерванты для хранения продуктов. Назовите не менее трех основных консервантов (Поваренная соль, мед, масло, уксус)

80. Какое вещество используется для обработки слишком кислых почв?(Известь)

100. Без чего нельзя испечь пирог из кислых яблок? (Без соды)

Химические элементы

20. Самый распространенный на Земле элемент. (Кислород)

40. Какой химический элемент не имеет постоянной прописки в Периодической системе химических элементов? (Водород)

60. Какой элемент называется как планета Солнечной системы? (Уран)

80. Какой химический элемент содержится в морских водорослях? (Йод)

*100. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)

Вещество привычное и необычное

20. Почему лед не тонет, а плавает на поверхности воды. (Плотность льда меньше плотности воды)

40. Почему для аквариума не пригодна кипяченая вода? (Не содержит кислород, рыбки гибнут)

60. Химическая связь в молекуле воды. (Ковалентная полярная)

*80. Как называется чистая вода, не содержащая примесей?(Дистиллированная)

100. Почему трудно хлопать в ладоши под водой. (Плотность воды больше плотности воздуха)

При равенстве баллов полученных командами проводится “Золотой раунд”

Вопросы этого раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.

Вопрос 1. Угадайте химический элемент. 

1.В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.

2.По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

3.Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

4.Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.

5.В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

Ответ: Железо

Вопрос 2. Угадайте вещество. 

1.Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом.

2.Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.

3.В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.

4.В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.

5.Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.

Ответ: Свинец

Вопрос 3. Угадайте химический элемент

1.Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

2.Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

3.Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

4.Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

5.Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

Ответ: Хлор

Вопрос 4. Угадайте металл. 

1.Это очень ковкий металл.

2.Это один из первых металлов, известных человеку.

3.С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.

4.Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.

5.Его называют царем металлов.

Ответ: Золото

Вопрос 5. Угадайте вещество. 

1.В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

2.Оно вызывает массовые самоубийства китов.

3.Оно входит в состав вулканических газов.

4.Оно образуется при неполном сгорании углерода.

5.При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.

Ответ: Угарный газ

Вопрос 6. Угадайте вещество. (Кремний.)

1.Кристаллическая решетка этого вещества такая же, как у алмаза.

2.Его используют в качестве полупроводника.

3.При высоких температурах он восстанавливает многие металлы из оксидов.

4.Это самый распространенный химический элемент на Земле после кислорода.

5.Он входит в состав речного песка.

 Ответ: (Кремний.)

Источник: https://infourok.ru/viktorina-po-himii-zanimatelnaya-himiya-1449918.html

занимательные вопросы – химия 162

Вопрос о элементах

Лицейскоевнеклассное мероприятие  «ПАРАД  НАУК»

Цель:повысить интерес учащихся кизучаемым предметам.

Форма проведения: игра по типу телевизионной игры «Что? Где?Когда?»

Вопросы по химии

  1.  Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (2 балла)
  2.  Сплав железа с углеродом, содержащий  более 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы(1 балл)
  3.  Названия каких элементов схоже с названием планет?(1 балл)
  4.  Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?         (2 балла)
  5.  Тяжёлый металл в жидком состоянии.(1 балл)
  6.  Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.(1 балл)
  7.  Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания при температуре летнего дня?(3 балла)
  8.  Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (1 балл)
  9.   Какая кислота рождается во время грозы?(1 балл)
  10.  Какой кислотой медики пользуются для дезинфекции, кожевенники для дубления кожи, химики для приготовления стёкол?(2 балла)
  11.  Какая кислота самая ядовитая?(2 балла)
  12.  Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая кристаллики льда?(2 балла)
  13. Много ли солёных солей?(1 балл)
  14. Какими солями вы пользуетесь по утру, ещё не успев сесть за завтрак?   (2 балла)
  15. Какая кислота содержит элемент, который является основой всего живого?(1 балл)
  16. Какую планету называют “красной” и почему?(1 балл)
  17. Что представляют собой  полярные шапки Марса? Какой их химический состав?(3 балла)
  18. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод?(2 балла)
  19. Почему в космосе в отличие от Земли можно прочно сварить любые металлы?(3 балла)
  20. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?(2 балла)
  21. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?(2 балла)
  22. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(1 балл)
  23. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый?(2 балла)
  24. Какое золото “ дешевле” серебра?(3 балла)
  25. Разработка залежей какого минерала послужила для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город?(2 балла)
  26. Химическое вещество, называемое в технике каустической содой.3 балла
  27. Дайте ещё два названия раствору аммиака.(2 балла)
  28. “Вещество неисчерпаемых возможностей”. В середине 20 века в некоторых странах оно служило единицей ценности и играло роль денег. (3 балла)
  29. Как опытным путём различить питьевую и стиральную соду?(2 балла)
  30. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?(2 балла)
  31. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл)
  32. Как вывести чернильное пятно на платье?(3 балла)
  33. Как опытным путём различить калийную селитру и поташ?(3 балла)
  34. Как называются атомы одного химического элемента, имеющее одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?(1 балл)
  35. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет?(2 балл)
  36. Какие оксиды имеет углерод? Какой из них солеобразующий?(1 балл)
  37. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?(2 балла)
  38. Химический элемент, в котором 8 протонов и 8 электронов, имеет две аллотропные модификации (назовите их).(1 балл)
  39. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.(1 балл)
  40. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?(2 балла)
  41. Учитель гимназии – автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик – великий русский химик. Назовите их имена.(2 балла)
  42. Биологические катализаторы.(2 балла)
  43. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы?        (1 балл)
  44. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл)
  45. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.(2 балла)
  46. Дайте названия элементам 1А , 2А, 7А и 8А групп(1 балл)
  47. Процессы отдачи и присоединения электронов. (1 балл)
  48. Напишите формулы пероксида водорода, фторида кислорода, гидрида натрия.(1 балл)
  49. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.(3 балла)
  50. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё?(3 балла)

Ответы

1.     Алюминий и железо

2.     Сталь

3.     Уран, плутоний, нептуний.

4.     Азот. Элементом жизни его называют потому, что онвходит в состав белка – носителя жизни на земле, элементом смерти называютпотому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал,тринитротолуол и другие).

5.     Ртуть.

6.     Тантал.

7.     Сосуд с молоком нужно поставить в таз с водой и накрытьсалфеткой так, чтобы её края находились в воде. Вода, поднимаясь по салфетке,будет испаряться. Испарение – процесс эндотермический, поэтому молоко в сосудебудет охлаждаться.    

8.     Соляная кислота, которая расщепляет белки на болеепростые соединения.

9.     Азотная.

10.  Борной.

11.  Синильная.

12.  Кремневая,уксусная.

13.  Одна,поваренная соль.

14.  Карбонаткальция в зубной пасте.

15.  Угольная.

16.  Марс,потому что его поверхность покрыта частицами, содержащиеоксид железа.

17.  Этозамёрзший углекислый газ в смеси со льдом и снегом.

18.  Углекислыйгаз.

19.  Уметаллов отсутствует оксидная пленка.

20.  “Широкопростирает химия свои руки в дела человеческие” 

21.  М.В.Ломоносов,разработал рецепт цветных стёкол.

22.  Жидкаяртуть.

23.  Самыйлёгкий – литий. Самый тяжёлый – осмий.

24.  “Сусальноезолото”. По химическому составу – это двусерное олово. По внешнему виду этовещество жёлтого цвета.

25.  Медныйколчедан. Город Медногорск.

26.  Едкийнатр – гидроксид натрия.

27.  Нашатырныйспирт, гидроксид аммония.

28.  Сольповаренная.

29.  Питьеваясода, при нагревании разлагается с выделением углекислого газа, в отличии от стиральной соды.

30.  А.П.Бородин

31.  Азот

32.  Чернилавыводят горячим раствором щавелевой кислоты. для белых тканей можно применить хлорную воду.

33.  Спомощью соляной кислоты, там, где поташ, выделяется  углекислый газ.

34.  Изотопы.

35.  Сероводород,он имеет запах тухлых яиц.

36.  Закисьуглерода – угарный газ CO,двуокись углерода – углекислый газ CO2 (солеобразующий оксид)

37.  Обусловленоявлением аллотропии.

38.  Кислород

39.  Хлор

40.  Оксидкальция – негашёная известь. Гидроксид кальция – гашёная известь. Известковоемолоко

41.  П.П.Ершов- учитель. Д.И.Менделеев – его ученик

42.  Ферменты

43.  Йод.

44.  Серебро

45.  Бром

46.  1Агруппа – щелочные металлы, 2А – щелочноземельные, 7А – галогены, 8А – инертныегазы.

47.  Окислениеи восстановление

48.  H2O, OF2 ,NaH

49.  Целлофан

50.  Алюминиевыебанки из-под пива и лимонада.

Источник: https://www.sites.google.com/site/himia162/home/zanimatelnye-voprosy

Игра-викторина для 8 класса «Химические вещества и элементы» (ФГОС)

Вопрос о элементах

Методические рекомендации: познавательная игра под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 4 команды по 6 человек в каждой команде.

Между 3 и 4 конкурсами проводится игра со зрителями.

Между 2 и 3, 5 и 6, а также во время 6 конкурса проводятся химические паузы.

Цели мероприятия:

развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;

обобщение, закрепление и систематизация знаний о химических элементах, понятиях, о соединениях, явлениях;

развитие навыков и умений при работе с периодической системой;

умение работать в команде;

создание ситуации успеха для учащихся;

вызывание у учащихся положительных эмоциональных переживаний в ходе мероприятия;

расширение кругозора учащихся;

развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение монеты»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.

Оборудование и реактивы для опыта «Много крови без ран»: вата, тупой нож, хлорид железа (III) FeCl3, роданид калия KCNS или роданид аммония NH3CNS, фторид натрия NaF.

Ведущий1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры – расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.

При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем!

Ведущий2: Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят наш ребенок – химик! И это счастье и это жизнь!!!! Вы хотите спросить, почему же мы становимся химиками? Сегодня на игре мы узнаем, зачем мы становимся химиками…

Конкурс 1. Химические догонялки

?. О каком элементе идёт речь: протонов 18, нейтронов 22? (Аргон)

?. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – калий или магний? (Калий)

?. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. (Фосфор)

Конкурс 2. Анаграмма

Анаграмма- это слово, в котором порядок букв переставлен (изменен), а для лучшего отгадывания обычно предлагается еще и какое-то определение этого слова.

?. ЕЗЕЛОЖ – без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (Железо)

?. Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня (Углерод)

Конкурс 3. Добавьте к названию…

?. …города Руби в США три буквы в конце слова, и вы получите на звание химического элемента, применяемого в фотоэлементах, лампах дневного света (Рубидий)

.?.. города Сере в Греции три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который алхимики считали связанный с Луной. (Серебро)

?… город Берли. Этот элемент – «сосед» лития.(Бериллий)

Химическая пауза

Ведущий: Вот еще одно развлеченье: я опущу монетку в бесцветный раствор. Из медной монеты она превратится в серебренную монету.

Опыт «Посеребрение монеты»В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой.

Конкурс 4. Игра слов.

1.Этот элемент получил название от словосочетания « рождающий воду». (Водород)

2.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: « Не все то аурум, что блестит». « Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)

3.Слово аргентум, а молчание аурум. (Слово серебро, а молчание золото)

4.Много оксида водорода утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор)

5.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине . (Недосол на столе, пересол на спине)

Конкурс 5. Химия и биология.

1.В названия каких химических элементов входят названия животных? (Мышьяк – мышь, як).

2.Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите название скошенной и высушенной травы. (Ксенон – сено).

3.Добавьте одну букву в название элемента шестой группы и получите название парнокопытного животного. (Сера – серна).

4.Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (Уран – ушан).

5.Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот – «безжизненный»)

Химическая пауза

Ведущий1: Вот вам развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом. Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

Опыт “Много крови без ран”Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

                                                Конкурс 6. Маска откройся

Маска 1. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос.

Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)   Маска 2. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен.

Мой покровитель – бог войны. Кто я? (Железо)  

Маска 3. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространённости из элементов на Земле.

Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремний )

Конкурс 7. «УГАДАЙ ЭЛЕМЕНТЫ»

1.Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2. Чем пахнет после грозы? (Озон)

3..Незаменимый компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит ….. (Железо)

4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5.  Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

Конкурс 8. Химические свойства веществ.

1.Щелочи и кислоты можно распознать с помощью…

2.При взаимодействии вещества с кислородом образуются …

3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются…

4.Назовите любые три признака химической реакции

Ответы:

1.Индикаторов

2.оксиды

3.реакции нейтрализации

4.на выбор: образование газа, осадка, тепла, запаха, изменение цвета

Ведущий: А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по миру химии. Наверняка теперь вы поняли, зачем нам необходима химия и зачем мы становимся химиками. Теперь вы тоже настоящие химики! Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии. И это счастье и это жизнь!!!! В честь победителей фейерверк.

Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает – это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

 Знатокам всегда, везде везет!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igra_viktorina_himicheskie_veshestva_i_elementi_090208.html

Викторина

Вопрос о элементах

КОУОмской области «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат№15 IIвида»

Викторинапо химии:

«Все о химических элементах».

Учительхимии:

ТерешковаМария Анатольевна

г. ОмскВикторинапо химии для учащихся 8 классов «Все охимических элементах».

Целивикторины:Представитьматериал в шуточной, нетрадиционнойформе для усиления неформальногозапоминания некоторых понятий. Повторитьзнаки химических элементов и Периодическуюсистему химических элементов.

Задачи:

Развивающая:

развиватьпознавательный интерес учащихся,обобщить, закрепить знания о химическихэлементах, по теме: “Периодическийзакон и периодическая система химическихэлементов Д. И. Менделеева”;используямежпредметные связи, способствоватьразвитию творческих способностей ипознавательного интереса;

Обучающая:

продолжитьобучение по периодической системе;расширить словарный запас учащихся,расширитьи углубить знания по теме «Первоначальныехимические понятия»;

Воспитательная:привитьинтерес к химии, воспитывать коммуникативныенавыки, умение общаться в группе,отстаивать свое мнение и уважительноотноситься к мнению других.

Коррекционная: работать над правильным произношениемучащихся со слуховой депривацией.

Формапроведения:игровая (соревнование).

Возрастучащихся:8-е классы (коррекционной школы)

Время:40минут

Оборудованиеи реактивы:ПК,мультимедийный проектор, Периодическаясистема химических элементов Д.И.Менделеева, раздаточный материал.

Ходзанятия.

Учитель:

Ребята!Вы начали изучать интересную и сложнуюнаукухимия.Помните,знания любят упорных и настойчивых.Ленивым и любопытным знания в руки недаются. Пришло время показать своизнания.

Мотивация.

Учитель:

сообщаетдевиз игры. Девизом игры служат словаПаскаля:

«Нашизнания не могут иметь конца именнопотому,

чтопредмет познания бесконечен».

Прошузанять свои места. Победит та команда,которая наберет наибольшее число баллов(за каждое задание можно получить 1 балл,но за недочеты снимаются десятые долиот балла, затем в конце производитсяобщий расчет).

1Конкурс «Химический ребус».

Каждойкоманде предлагается разгадать по 3ребуса, за каждый правильный ответкоманда получает по 1 баллу.

Ребусы:

(алмаз)

(воздух)

(горение)

(диссоциация)

(щелочь)

(железо)

2Конкурс «Дешифровщик»:

Вэтом конкурсе командам предлагаетсярасшифровать фразы, используя Периодическуюсистему химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованыномерами химических элементов. Чтобысоставить фразу необходимо найтиэлементы под этими номерами и записатьпервую букву названия химическогоэлемента.

1команда:

Сжигатьнефть, все равно, что топить печкуассигнациями.

( Д.И. Менделеев)

S,Fe,Ir,Ge,Al,Tl,Ь Na,Eu,Fm,Ta,Ь, Bi,S,Eu Re,N,H,Ne,Sn Ч,Ti,Sn Tc,Sn,Pt,I,Ь Pd,Eu,Ч,Ca,U N,S,S,I,Hf,Na,N,Cs,I,Я,As,Yb.

2команда:

Широкораспростирает химия руки свои в делачеловеческие.

(М.В. Ломоносов)

Ш,In,Ra,Sn,Ca,Os Ra,N,S,Pa,Re,Sn,S,Tl,Yb,Re,Ac,Eu,Ti Hs,Yb,Mg,Yb,Я

Rf,U,Ca,Y Ag,W,Os,I W Db,Eu,La,N Ч,Eu,Lu,Sn,W,Eu,Ч,Eu,S,Ca,I,Eu.

3Конкурс « Все об элементах»:

Командампредлагается подставлять к названиямхимических элементов буквы, получаяновые слова. Конкурс проходит по вопросам.Каждой команде по 4 вопроса, за каждыйправильный ответ 2 балла, если отвечаеткоманда –соперник, то она получает 1балл.

1.Выброситеиз названия металла первый слог, чтобыполучилась настольная игра. (золото –лото)

2.К названию элемента прибавьте букву«б», чтобы получилось слово, обозначающеебурю.

3.Назовите химический элемент, при заменепервой буквы в названии которого онпревращается в секретный шифр – иод –код)

4.Переставьте буквы в названии ядовитогогаза. Получите вид топлива. (Фтор – торф)

5.Переставьте буквы в названии геометрическойфигуры, чтобы получился элемент 7 группыПериодической системы. ( Ромб – бром)

6. Виброситеиз названия элемента VIIгруппы периодической системы первуюбукву и получите название алкогольногонапитка (бром – Ром)

7.Поменяйте первую букву металла на букву«б» и получите водоем. (золото – болото)

8.Из названия элемента уберите первуюбукву и получите специальность врача(Хлор – Лор)

4Конкурс «Загадочный»:

Командампредлагается поочереди разгадыватьзагадки о химических элементах. Заправильный ответ 1 балл.

1.А это что за элемент?В нем измененийнет,Ты измени в нем толькоударенье

Построишь ты сооруженье.(платина)

2.Река на Украине есть,Долин ее неперечесть,В ней одного лишь слоганет,

Чтоб получился элемент (Радон)

3.Он яркой звездой загорается,Белый илегкий металл,Он в 13 клеткетаблицы

Почетное место занял (алюминий)

4.Рассеян по земле он повсюду,Немногоесть его в морской водеРассказыватьне буду, как обнаружен он везде,Летучий,темный, кристалличныйОн мало растворимв воде,Раствор спиртовый стольтипичный

В аптеке встретится везде(Йод)

5.В воде обычно он хранится,Свет излучаетв темноте,Искать в природе лучше нетрудитесь,Свободным нет егонигде,Воспламеняться сам он может,Ктому же сильно ядовит,Так отвечай безпромедленья,

Коль в пятой группе онстоит (Фосфор)

6.В чем горят дрова игаз,Фосфор, водород, алмаз?Дышитчем любой из насКаждый миг и каждыйчас?Без чего мертва природа?Правильно,без …

(Кислорода)

7.В воздухе он главныйгаз,Окружает всюду нас.Угасаетжизнь растенийБез него, без удобрений.Внаших клеточках живетВажный элемент…

(Азот)

8. Вы,ребята, мне поверьте -Этот газ вполнеинертенОн спокойный и ленивый,Втрубках светится красиво.Для рекламынужен он,Незаметный газ …

(Неон)

9.Гость из космоса пришел,в воздухе приют себе нашел.
(Водород)

10.Не трудна загадка эта:«Чтометалл роднит с планетой»?

(Уран)

5Конкурс «Заморочки из бочки»:

Командампредлагается вытягивать из мешочкабочонки с номерами вопроса и отвечатьна них. За правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

1.Какиехимические элементы названы в честьстран? Приведите не менее четырехназваний.

2.Назовите газ, образующийся во времягрозы?

3.Какой газ выделяется растениями втемноте?

4.От какого дождя гибнут растения?

5.Какой металл обладает бактерициднымисвойствами?

6.Когда уголь помогает человеку дышать?

7.Металл, вызывающий лихорадку.

8.Кислота, содержащаяся в желудочномсоке.

6Конкурс «Химический кроссворд»:

предлагаетсякроссворд, составленный в шутливойстихотворной форме.

По горизонтали:

3. Душой захимию болея,
Создал таблицу …………….………

5.Открывает рыбка рот,
Ей очень нужен……………….…. .

7.Огромной силы ураган
Таит в своем ядре……………….. .

9.В хорошем настроенье он
И называется……………….….….. .

10.Чтоб светили лампы нам,
Мы используем…………………. .

13.Будет взрыв, ты так и знай,
И ……………..в воду не бросай!

15.Лечит он больной народ,
Ну, конечно, –это ……….…… .

16. Освещаетгород он –
Этот чудный газ …………….……

17.Скажет вам любой юнец,
Что плавитсялегко ……….….. .

21.Удобряя огород,
Вносим в почву мы……….….. .

22.В любом скелете есть ребро,
А средьметаллов – …………… .

23.В ряду металлов, не забудь,Металл естьв жидком виде –

………..………… .

24.Ошибся ювелир лишь раз –Стекло онпринял за

………………… .

25.Вокруг все удивляться стали –
Как ледв руке, растаял …….. .

По вертикали:

1.В спектре Солнца разглядели
Негорючийлегкий ………………. .

2.Город, лес и медприбор –
Все этомноголикий ………..…… .

3.Если рядом ходит враг,
Надо дать ему………………..……. .

4.Элементов хоровод
Возглавляет…………………………. .

5.Может быть, он самый древний –
Элементс названьем …………… .

6.Помог нам в жизни здорово
Такой металл,как ……………..… .

8.У галогенов есть собрат –
Похожий наметалл ……….……. .

11.Кариесу даст отпорВместе с пастойхрабрый

……………….. .

12.Может как золото блестеть
Отполированная………….……. .

14.Цвет в спектре обнаруживсиний,Рейхс Рихтером открыли

………….……. .

18.Давленье снизит вам в момент
Из….……………………….. браслет.

19.Известен людям с давних пор
Опасный,ядовитый ……..……. .

20.Всё Ниобее*разрешал
Любящий отец …………….……. .

* Ниобея – вгреческой мифологии дочь Тантала.

Подведениеитогов:

Подводимитоги занятия. Побеждает команда,набравшая больше баллов.

Используемаялитература:

http://www.vsezagadki.ru 

 http://www.distedu.ru/mirror/_chem/him.1september.ru

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/157424/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.