Судебная практика по детям после развода

Содержание

Опыт определения места жительства ребенка с отцом. Судебная практика юриста по семейным спорам

Судебная практика по детям после развода
Опыт определения места жительства ребенка с отцом. Судебная практика юриста по семейным спорам.

В х к моим статьям мне часто задают вопрос: “Были ли в практике случаи, когда Суд определял место жительства ребенка с отцом?”.

Еще чаще комментаторы (особенно мужчины) сетуют на некий придуманный ими “бабо@суд” и утверждают, что никогда и ни при каких обстоятельствах суд не оставит ребенка отцу, потому как наше законодательство направлено исключительно на защиту интересов женщин и вопреки интересам мужчин) Ну, это, скорее всего, из личного опыта и личного представления ситуации такие выводы).

Гражданские дела по искам об определении места жительства детей, заявленным либо матерью, либо отцом ребенка – не такая уж и редкая категория дел, которая встречается не реже, наверное, чем иски об определении порядка общения с ребенком родителем, проживающем отдельно.

Просто такие дела не выкладываются в общий доступ, по ним сложно найти судебную практику. Особенно, за последние лет 5. Оттого, многие, кто не сталкивается с семейными спорами в силу специфики своей деятельности, не имеют реального представления даже о самом судебном процессе. Я решила восполнить этот пробел и рассказать о мелочах и некоторых тонкостях, которые нужно знать каждому)

Итак. В судебном процессе по искам об определении места жительства ребенка участвуют не только “мама” и “папа”, но и органы опеки и попечительства, которые в порядке подготовки дела составляют акт жилищно – бытовых условий по месту проживания обоих родителей, а по окончании рассмотрения дают свое заключение.

Если ребенок достиг возраста 10 лет, то учитывается и мнение ребенка, которого допрашивает суд в присутствии специально приглашенного для этого педагога. Следует отметить, что при допросе несовершеннолетнего мама и папа не участвуют – суд предлагает им выйти из зала судебного заседания, дабы снизить риск давления одного из родителей на мнение ребенка.

Кроме этого, Суды чаще всего приходят к выводу о необходимости проведения психолого – педагогической экспертизы, которая по своей сутии предназначению должна ответить на несколько вопросов, которые предлагаются сторонами, но в итоге формулируются судом.

Многие очень опасливо относятся к таким экспертизам, некоторые даже ставят ее наравне с психиатрической экспертизой.

Вот тут спешу успокоить всех сомневающихся – никакого отношения психолого – педагогическая экспертиза к психиатрии не имеет) – никто за ее прохождение ни Вас, ни ребенка на учет под наблюдение в ПНД не поставит), потому как проводится она не психиатром, а чаще всего педагогом – психологом.

Естественно, при рассмотрении дела каждая из сторон должна доказать те обстоятельства дела, на которые она ссылается, в обоснование своих требований или возражений. Поэтому, просто написать в иске “хочу, чтобы со мной, потому, что БМ/БЖ плохая (ой), а я – хорошая (ий)”, не достаточно. Каждое слово, указанное в иске или в возражениях, должно подтверждаться доказательствами.

Суд не принимает решение в интересах мужчины или женщины, суд принимает решение в интересах ребенка.

Заключение органов опеки, например, чаще всего выглядит так: “И у мамы, и у папы хорошие условия для содержания ребенка, оставляем разрешение спора на усмотрение суда”.

Заключение эксперта (если и мама и папа абсолютно здравые, нормальные люди) тоже скорее всего, не будет в явную пользу кого – либо, для эксперта важно ответить на поставленные вопросы, в компетенцию эксперта не входит дача правовых ответов на вопросы – это прерогатива суда.

Мнение ребенка, конечно, учитывается, но тоже не является основополагающим.

Если в ходе процесса будут выяснены обстоятельства, свидетельствующие, что одним из родителей допускается нарушение прав и свобод ребенка, жизнь и здоровье ребенка находится под угрозой в результате умышленных или беспечных действий родителя, с которым он проживает, суд может принять сторону второго родителя, не смотря и на желания ребенка.

В моей практике встречалось несколько случаев, когда суд определял место жительства ребенка с отцом.

Все дела объединяло следующее:

-несовершеннолетний ребенок – это мальчик в возрасте 12 – 17 лет;

-несовершеннолетний сам переехал жить к отцу до обращения первого в суд с иском об определении места жительства ребенка с ним;

-отец ребенка уже находился в новом браке и после переезда несовершеннолетнего к ним, новая жена отца сумела наладить дружеские, доверительные отношения с пасынком;

-мать ребенка не предпринимала адекватных попыток изменить мнение ребенка и вернуть его домой;

-отец ребенка имеет четкий график работы, без необходимости выезда в командировки, выхода на суточные дежурства, работы в выходные дни и без “ненормированного графика рабочего дня” со стабильной, не обязательно высокой заработной платой.

Как Вы видите, при “равных” условиях родителей ребенка, Суд не всегда отказывает Отцам определить место жительства ребенка с ними, и не всегда учитывает доводы мужчин:”Я финансово обеспечен, а она (мать) приживалка)”. Всему должна быть мера и в обосновании доводов тоже.

Всем добра!

С уважением к Вам, Т.С.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist13ru/opyt-opredeleniia-mesta-jitelstva-rebenka-s-otcom-sudebnaia-praktika-iurista-po-semeinym-sporam-5f01fe6d4f1a9007dd2611b8

������������������ ������ ������������������ �������������� �������������������� ���������� ���������������������� ������������������

Судебная практика по детям после развода

���������� ������������ �������������� �������������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ����.

������ �������������� �������� �� “��������������” ��������������, ���������������� ���������������� ��������������������, ���� ������������ ���� ������ ���������� ���������������� �� �������������� ������, ������ ���� �������������� ������������, �� ��������������, �������������� ������������ ����������������������.

������ ���������� ������������������ ������������, ���������������� �������������� �������������������� �� ���������������� �������������� ����, – ���������� �� ���������������������� ���� ������������������ �� �������������� �� �������� �� �������� ������������������.

�� �������������� ������, �� ������������ ����������������������, ������������ ������������ ��������, �� ������ ���� ������ ���������� �������� ��������������, �� �� ������ ����������������������, ������ ���������� ������ ���������� ���������������������� �� ������ ���������� ������������ �������������� ��������������.

������ �������������������� �������������������������� ���������������� ����������������, ������������ ���� �������� ������������������ �������������� ���������� �� ���������������� ������������ �������� �������������� ������������. ���������� ������������������������ ���������� – �������� �� ������.

���� ������������ ������������ ���������� ������������, �������� �������� �� ���������� ���� ����������������������, ������������ ������������ �� �������������� �������������� ������������������ �� ����������������.

�������� �������������� ���������������� �� �������������������������� ��������, ������ �� ���������������� ������ �������������������� �� ���������������������� ������������ �������������������� ���������������� �������������������� ����������������. ������ ���������� ���������������� ������������ ����������������������.

���������������� ���� ���� ������ �������������� �������� ������������ ��������, �������������������� �������� ��������, �������� ������������������������ ���� �� �������������� �� ������.

�������������� ������ �������������� ������ �������������������� ���������� �������������������� �������������� �� ������, ������������������ ���������������� �� ������������, ���������� �� �������������� �������������� ���������� ���������������� �� ����������.

���� �������������������������� ������������, �������������� �������������� �������������� �� �������� ������������ ������������������ ������������������ ��������������.

���������������������� ������ ���������� ���� ������������ ������������ �������������� ������������ �� �������� ���� ����������, ������ �������� �� ������������, ������ �� �� ������������������������ ������������ – �� ������������, ���� �������������� ������������������������, �� ���������������� �������������� �� �� ������������ ���������������� ��������������������.

���� ������ ������������ ���������������������� �� ���������������������� ������������, �������� ������������ ���� �������������������� ������ ��������. ���������� �������� �� ���������� ���������� ���������������� ������������.

������������������ ������ ���� �������������������������� ���� �������������������� �� ������������������ �������������� ��������������, ���� �������������� ������ ���������������� ­�������������������� ���� �� ��������, ���� �� ������������

�������� ���� ������������������ �������� ���������������� ���������������� �������������� �������� �� ������, ���� �� ������������ ������������ ������, ���� ������ ������������, ������������ �������������������� ������������ �������������� �� ����������. ���� ���������������������������� ����������������, ������ ������ ������������ ������������������ �������� ���������������� ������������ �������������������� �� ��������������.

������������ ������������ �������� ���������� ���������������� �� ���������� ������������ ������ �� �������� ���� ������������ ������������ �� ������������ ������������������ ���������� �������������������� �������� �� ������ ���������������������� ������������.

������ ������������ ������������ �������������������� ������ ��������, ���� ���������� ������������������ ������ ���������������� �� �������� ������������ �� ������������. �������� �������� ���������������� ������ ��������-���� ������������, ���� �������������� ������������ ������������������������ ��������.

���� �� ������ ������ ���� ������ ��������������������.

�������������� �� ���������������� �� ������������������, ���� ������������ ��������, �������� ���������������� ���������� �������������������� �������������� “�� ������������������ ����������������”. ������������ ���������������� �������� ���������������� �������������� ������������ ������������������ �� ����������.

������ ���������������� �������������������������� ���������� ���������������� ���� ���������� �������������������� �������� ����������������, ������ ������������������������ – ��������������������.

���� �� ������������������ ������������ ���������� �� ���������� �������� ������������ ������������������ ����������������������, �� ���������� ���������������� ���� ������������ ��������������.

������ �������������� ������������ �������������� ����������, �� ���� �������������������� �������������������� ������������. ���������������������� ���������������� ������ ������������ ������������ ������������������������ ��������������. ���� �������� ������������������������ ����������������.

�������� ��������������, ���������������� ���� ������������ �������� ���� �������� ������ �� �������� ������, ���������� �� ��������������. �� ������ ���������������� �� ������������������ ���������� ���� ��������������, ������������������������ ����������.

������������ ������ �� ���������� �������������� ���������������������� ��������, ������ �������� ������ ���� ���������� ������������������ �������������������� ��������, ���� �� ������ “������������ ��������, ������������������������������ ���������������������������������� ���� �������������������������������� ������������������������������ �� ���������������������������� ������������������������”. �� �������� ���� ���������� ������������������ �������������� �������� “��������������”, ���� �������������� ������������������ �������������� ����������������.

������������ ���������������� �������� �������������������������� �������������� ������ ������������������ ������������������ ������ ��������������.

���� ������������ �������������������� ��������, ���������� “���� ������ ��������” ���������� �� ������������������������ �� �������������� �������������������������� �������������������� ��������������������, �������������� ������������������������������ �� ������������ ������������ �������������� ������������������ ����������

�������� ������������ ���������� ���� �������������������� �������� ����, �������������� �������������������������� ���� �������������������� �� ������������������ �������������� ��������������, �������������� �������������� ������ ��������������.

���� ���� ������������, �������������������� �������������� �������������������� ������������ ������ �������� ���� ������ ��������.

���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ������������, ������ ������ ������������������������ ��������������.

������ ������ ������������ �� �������� ���������� ������������������ ������. ������������������������ ������������ ������������ ����������������, ������ �� ������ �������� ������ �������������� ������ �������������������� ���������� ��������������.

�������������������������� ������������ �������� ��������������������, ������ �������������� �������������������������� ���������������� ������������.

���������������������������� ���� ������������ �������������� ���� ������������ �������������� “���������������������������� ��������������������������”, ���������� ������������������ �������� �� ��������.

���������������� ������ �� ���������� �������������� ��������������, ������ ������������������ ������������ �������������� ���������������� ������������������ ������ ���������� ������������������, ������ �� ��������������. �� ������ ������������������ ������ �� �������� ������������������.

�� ���������������� ���������������� ������������������ �� ������������ ��������������. �� ������ ��������������, ������ ���� �������� ������������������ ���� ������������������ ����������, ���������������������������� ���������������� ������������������ “�������������������� ���������������������� �������� ��������������”.

�� ���� ����������, �������� �������� �� ������������������������������ ������ �������������� ������������������������.

���� ���� ���������� ������������������ �� �� ���������������� ��������������. �� ������ ����������������������, ������ �������� ������������������, ����������, ������ �� �� ������ ������������������ ��������������. ������������������ ���������������������� ���� ���������� ������������ ������ �� ������������ �������������������� �������� (N 10 ���� 27������ 1998 ��������).

������������ ������������������������������ ������������ ���������� ���� “��������������” ������������������������ �������������������� ���������� ����������.

������������ ��������������������: ���� ���������������������� ������������������ ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������������� �������������������� ���������������� �� �������������������� ���������������������� ������������������������������ ���������������� ������������������ �������������� �� ������, �������������������� �� ������ ���� ������������������ (���������� ������ ��������������) ���������������� ���������� ���������� ������������������������������ ������������������ ��������������.

������ “��������������” �������������� �������� ������������������������������ ������������ ����������. ��������: iStock

������������������ ������ ��������������, ������ ���� �������������������� ������������������������ ������������������������������ �������������� ������������ �������� �� ������������, �������������� ���������������������� ���������������� ������ ��������, ���� ������������ �������� ������������ �� ������������������������. �� �� ���������� �������� ������ ������������ ������������ �� ��������. �������� ���������������� ������������������ ������ ������������������ �������������� �������� �� ���������������� �� ���� ����������������������, �������� ������ ���� �������������������� ������ ��������. ��������������, ������������ ������ ���������������������� ������ ���� ����������������, ������. �������� �������� ������������ ����������, �� �������� �������� ���������������������� ������ ���������� ������������������������. ������������ �������� ������������ ���������� – ������ ������������������.

������������������ ������ ������������ �������������������� ������������������ �������������������������������� ���������� ������ �������������������� ��������������, ���������������������� ���������� �������������������� �������� ���� �������� ������������, ���������� ������������ �������� ��, ����������������������������, ������ ���������������������� ������������������ �� ���������������� �������������� ��������������, �������������� ���� ��������������������, ������������ �������������� ��������������������������, ���� �������� ���������������� �������������� ���������� ������������ ����������������������������. �� ������������������ ������ �������������������� – ���� �������� ���� �������� �������������������������� �������������� �������� ���� ��������������������. �� ������������ ���������� ������ �������������������� ������������������������������. ������������������ �� ���������� ���������������� ����������������������. ������ ���������� �������������������� ��������: ������������ �������� – ���������� ������������ �������� ������������ ������ �� ������������ �� ��������. ������������ ������ – ���� ������������ ��������.

�������������� �� ���������� ���� 12 ���������� �� ����������, ���������������� �� ��������������-������ �������� �� ����������, ���� ������ ������������, �� ������ ���������� – ������ ������ ������������������������ ������������ ����������.

������������ ������ ���������� �� ������������������������ �� �������������� �������������������������� �������������������� ��������������������, �������������� ������������������������������ �� ������������ ������������ �������������� �������������������� ��������. ��������������, ������ �������������������� �������������� ������, ���������������� �������� ���� ������ ��������, ���������������������������������� �� �������� ������������ �������������� ��������������, ������ �������������� ������ �������� ������������������ ��������������������.

���������� �������� ��������������������, ������ �������������� ������������ ���� ������������������������ ������������������ ��������������, �� �������������� �������� ���������������� ������������������������ ����������������. ������������ �������������� �������� ���������������� ������ �������������������� ������ ���������������� �� ���������������� ������������?

������ ����������, ������ �������� �������� ���������������������������� �� ���������������������� ������ �������� ������������ ������ ����������������������.

Источник: https://rg.ru/2019/02/11/verhovnyj-sud-raziasnil-poriadok-prozhivaniia-detej-razvedennyh-roditelej.html

Детский вопрос: с кем остается ребенок при разводе?

Судебная практика по детям после развода

К сожалению, одним из самых трудно разрешаемых вопросов в семейном законодательстве, и, одновременно, возникающий в залах судебных заседаний, это вопрос о том, с кем остаются несовершеннолетние дети в случае, если произойдет расторжение брака. А как вы знаете, дети — это не имущество, которое можно запросто взять с собой. Это личность, о мнении которой, к сожалению, частенько забывают родители. На суд в таком процессе возлагается огромная ответственность.

Рассмотрев все материалы дела, приняв к сведению все нюансы и особенности, вершилы правосудия должны дать ответы на самые непростые, а иногда болезненные и острые вопросы. Юридическая грамотность родителей не отменяется, хотя бы для того, чтобы знать, на что рассчитывать в случае разрыва отношений.

Особенности развода при наличии ребенка по закону РФ

Основная особенность развода двух людей при наличии несовершеннолетних детей сводится непосредственно к определению возраста ребенка. В зависимости от количества лет, особенностей и количества детей, вопрос о том, с кем останутся крохи, может быть решен по-разному.

Вторая особенность сводится к тому, что если речь идет о разделе несовершеннолетних детей, то такие дела могут решаться только в мировом суде. И только в случае наличия споров об отцовстве, разбирательство переводится в районную дистанцию.

Однако, возможно расторжение отношений и через орган записи актов гражданского состояния. Однако для этого должны быть соблюдены особые условия.

Один из супругов должен являться:

  • недееспособным,
  • пропавшим без вести,
  • осужденным на срок, который превышает 3 года, при этом человек находится в месте лишения свободы.

Ребенок остается с папой: есть ли вероятность?

Исходя из статистики можно заметить, что чаще всего дети остаются с матерью, даже в случае, если она не работает.

Отцу остается рассчитывать лишь на встречи с ребенком, а также взять на себя обязанности по его материальному обеспечению в виде алиментов.

Но многие мужчины готовы оставить за собой право совместного проживания и воспитания ребенка. Главное, при этом, не мыслить по-детски, трезво оценивать свои возможностями.

Иногда такие решения становятся следствием эмоциональной нестабильности и пережитого стресса. Для того, чтобы вероятность проживания отца совместно с ребенком была выше, необходимо выполнить определенные действия.

  1. Для начала следует обсудить с матерью вопросы, связанные с проживанием ребенка. Вполне возможно, что женщина может дать свое согласие на совместное проживание ребенка и мужа. Особенно, если отец готов полностью материально обеспечивать малыша.
  2. Если нет возможности поговорить лично, то бывшей жене можно отправить письменное обращение, в котором изложены желания, а также обоснования, почему это возможно.
  3. Отец может связаться с органами опеки и попечительства. Если у отца есть серьезные доказательства по поводу того, что совместное проживание малыша с матерью может нанести ему какой-либо вред, то органы встанут на сторону мужчины, так как они заинтересованы в лучшем будущем для малыша.
  4. Если дело всё-таки дойдет до суда, то следует уделить внимание тщательному подбору документации, оплате государственной пошлины.
  5. Также отец должен позаботиться о своем официальном заработке, который должен подразумевать возможность обеспечения ребенка.
  6. В случае, если речь не идет о малолетних детях, то при принятии решения будет также учитываться и мнение малыша. Но только в случае, если он достиг сознательного возраста. Если ребёнок действительно хочет проживать совместно с папой, суд прислушаться к его словам.

Деление детей по обоюдному согласию

Если родители захотели поступить мудро, и решили не прибегать к судебному разбирательству о разделе детей, они могут прийти к заключению соглашения.

Это наименее конфликтный вариант и для детей и для родителей. Однако, совсем избежать суда не удастся. Наличие несовершеннолетнего ребенка предполагает участие в судебном разбирательстве.

Однако в случае наличия соглашения, разбирательство пройдёт быстро, и без стрессовых ситуаций.

Родители могут заключить не одно, сразу несколько соглашений. Одно будет регламентировать частоту общения с детьми, другое соглашение будет указывать на размер содержания и его характер, третье будет учитывать поездки на отдых и так далее.

Важно! Для каждого супруга может быть предусмотрен отдельный договор. На заседание суда стоит принести уже заверенную у нотариуса форму подобного документа. Это сведет неприятные моменты разбирательства к минимуму.

Скачать образец соглашения можно в интернете. Однако настоятельно рекомендуем заключать подобный документ у нотариуса. Он не только подскажет, как наилучшим образом отразить ваши права и законные интересы на бумаге, но и будет в первую очередь соблюдать интересы ребенка.

Соглашение при разводе нашло свое отражение в Семейном кодексе, а почерпнуть информацию о нём можно в статье 23 24 Семейного Кодекса.

Чтобы может дать такое соглашение? Статья 66 Семейного кодекса четко отвечает на эти вопросы. Соглашение регламентирует:

  • с кем будет проживать малыш,
  • где именно,
  • как будет организован процесс получения знаний ребёнком,
  • кто будет осуществлять материальные затраты на воспитание и обеспечение малыша,
  • учитываются алиментные преимущества и материальное преимущество,
  • устанавливается порядок общения взрослого с ребенком,
  • рассматривается вопрос организации досуга, в том числе и отпуск.

Договоренность между родителями невозможна – как быть по закону

Часто бывает так, что один или сразу оба родителя не хотят идти друг другу навстречу.

В такой ситуации возможно только судебное разбирательство, в ходе которого суд решит, в какой степени и как дети будут общаться с каждым из родителей.

Несмотря на то, что Семейный кодекс в статье 61 установил, что родители могут нести равные обязанности в отношении своих детей, всё же, в случае развода подобная норма будет регламентировать по-другому.

Статья 24 Семейного кодекса определяет вопросы, которые будут решать судебные инстанции при разводе и определении места проживания детей.

Важно! Обращение в суд осуществляется по исковому заявлению одной из сторон. Чаще всего это мать, которая хочет закрепить свои привилегии на право нахождения малышей с ней.

На что обращает внимание суд при делении детей?

Для того, чтобы принять верное решение, суд самостоятельно должен получить ответы на некоторые вопросы. Среди них имеются следующие:

  1. К кому из родителей ребёнок испытывает большую привязанность.
  2. Рассматривается нравственный портрет каждого из родителей.
  3. Рассматриваются возможные условия, которые может создать каждый из родителей для соответствующего воспитания и развития своего ребёнка.
  4. Учитывается режим работы родителей.
  5. Немаловажным вопросом является материальное обеспечение отца или матери.
  6. Учитывается семейное положение, ведь если речь идет о вступлении второго родителя в повторный брак, вероятность получить ребёнка становится меньше.

Несмотря на то, что статья 54 Семейного законодательства подтверждает, что малыш имеет право воспитываться каждым из родителей в равной степени, судебная практика показывает совсем иное. Например, ребёнок намного реже остается с отцом, нежели чем со своей мамой.

В каких случая учитывается мнение ребенка?

Статья 57 Семейного Кодекса регламентирует права ребенка на выражение собственного мнения. Так, малыш имеет право участвовать в обсуждении любого вопроса, который тем или иным образом будет затрагивать его интересы. Мнение ребёнка будет заслушано в судебном заседании.

Однако, мнение учитывается судом только в случае достижения ребенком 10 лет. В остальных же ситуациях будет учитываться привязанность ребенка к одному из родителей. И чем сильнее эта привязанность, тем больше вероятности того, что малыш будет проживать с кем-то конкретным.

Если ребенок грудной?

Если речь идет о грудном ребенке до 1 года, то суд целиком и полностью встает на сторону матери, но только в случае, если его нравственный портрет является приемлемым для воспитания малыша.

До наступления возраста от 3 лет ребенок будет проживать с матерью, при этом, отец должен исправно платить алименты. Естественно, грудной ребенок не может выразить свои мысли о том, с кем он хочет остаться. В этой ситуации учитывается факт привязанности.

Если ребенок до 3-х лет?

На самом деле, до достижения трехлетнего возраста ребенка, если развод был заявлен по инициативе отца, суд может отказать в подобном процессе. Однако, если мать сама не против расторгнуть отношения, то малыш остается с матерью, если ее моральный и нравственный облик устраивает судебную инстанцию.

При этом, материальное положение матери не берется в расчет. Рассматриваются только условия содержания ребенка. Малышу до 3 лет требуется регулярный качественный уход. Поэтому мама не имеет возможности осуществлять трудовую деятельность.

В связи с этим на отца возлагаются алименты. Они распространяются не только на малыша, но и на его маму до момента, пока ребенку не исполнится 3 года.

Важно! Если супруг откажется от осуществления подобных выплат, то на его имущество будет наложено взыскание.

Роль органов опеки в бракоразводном процессе

Органы опеки и попечительства стоят на страже соблюдения интересов несовершеннолетнего ребенка. Этот орган участвует в процессе развода и разделе детей до момента, пока ребенку не исполнится 16 лет. Первое, на что обращают внимание сотрудники такой организации, это нравственный и моральный облик каждого из родителей. Учитываются условия проживания малыша.

Немаловажную роль играет и материальное обеспечение. задача этого учреждения, чтобы ребёнок воспитывался в дружелюбной атмосфере, был обеспечен необходимой едой, гигиеной, обучением, вниманием и правильным воспитанием.

И даже если под эти характеристики больше подходит отец, а не мать, то представители органа опеки и попечительства в суде будут ходатайствовать о необходимости оставить малыша отцу.

Так с кем же останется ребенок при разводе? Смотрите наше видео:


Заключение

Прежде всего развод — это огромная моральная травма для несовершеннолетнего ребенка. Поэтому, если родители усугубят ситуацию еще и бесконечными судебными тяжбами, где будет решаться судьба малыша, они получат исковерканную психику.

Чтобы избежать подобного, рекомендуем всем родителям, которые находятся на пороге развода, оформлять специальные соглашения. Попытайтесь договориться, хотя бы ради собственного чада.

Мирное урегулирование конфликта вызовет огромную благодарность уже у вашего подросшего ребенка.

Источник: https://dela-semejnye.ru/razvod/s-kem-ostaetsya-rebenok-pri-razvode.html

Как оставить детей с отцом после расторжения брака – судебная практика

Судебная практика по детям после развода

Кстати: Мы проводим онлайн-консультации.
Надёжно, экспертно, конфиденциально. Подробнее

Кстати: Знаете о нашей услуге «Развод без стресса»? Подробнее

Иногда кажется, когда смотришь фильмы и сериалы, что в реальной жизни такого не бывает, ну слишком уж абсурдный сценарий. Однако юристы знают, что судебная практика может быть ещё куда более странной, чем все выдумки режиссёров и сценаристов.

Так к нам обратился Константин по вопросу определения места жительства детей, однако ситуация была не из стандартных. Супруга несколько лет назад сообщила ему о том, что уходит к другому мужчине и уже беременна от него.

Спустя несколько месяцев она родила девочку, при этом с Константином у них уже было двое общих детей, которые проживали всегда с ним. Брак расторгать супруга при этом не спешила. Константин тоже тогда не стал инициировать развод.

После родов жена постоянно приходила к девочкам вместе со своим новорожденным ребёнком, оставалась ночевать. В итоге это вылилось в то, что регулярно во вторник вечером она приходила и ночевала с девочками у Константина и в пятницу вечером уходила в свою новую семью.

Как на это реагировал отец её третьей дочери неизвестно. Бабушка детей, мать Константина, стала помогать ему с воспитанием девочек.

Периодически супруга угрожая тем, что заберет детей и Константин их больше не увидит, продолжала так приходить каждую неделю, занимала кровать одной из дочерей и спала там со своей малолетней новорожденной дочерью. Девочкам приходилось спать вместе на папиной кровати.

Интересно то, что супруга никогда не брала дочерей к себе, её нового сожителя никто никогда не видел, и никто не знал даже, где она территориально теперь проживает. Девочек она постоянно травмировала своими приходами и уходами.

За четыре года такого проживания ситуация накалилась настолько, что Константин решил наконец всё урегулировать юридически и обратился к нам за консультацией.

Расторжение брака

Первое, что особо не вызывало вопросов – расторжение брака. Наши специалисты поэтапно описали Константину процесс развода, разъяснили, что данное требование может быть заявлено в районный суд одновременно с требованиями о детях.

При этом фактически развод будет получен только после урегулирования всех споров.

Если же требуется расторгнуть брак максимально быстро, может быть заявлен отдельный иск исключительно с требованием о разводе в мировой суд, а все споры о детях начнут параллельно слушаться в районном суде.

Так как спешки не было, Константин принял решение урегулировать все вопросы в рамках одного дела. В районный суд нами было подано исковое заявление с требованиями: о расторжении брака, определении места жительства детей с отцом и определении порядка общения матери с ними. Алименты взыскивать на содержание детей с их матери наш доверитель не хотел.

Определение места жительства детей с отцом

В соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Согласно положениям статьи 65 Семейного кодекса РФ, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Кроме этого, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учётом их мнения.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснено, какие обстоятельства необходимо учитывать при разрешении спора о месте жительства несовершеннолетнего ребёнка. К таким обстоятельствам относятся:

  1. привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам;
  2. возраст ребёнка;
  3. нравственные и иные личные качества родителей;
  4. отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком;
  5. возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (с учётом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей);
  6. другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Также в Постановлении Пленума особо подчёркивается, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования этого родителя об определении места жительства ребенка с ним. Кроме этого, суду с учётом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения отдельно проживающего родителя с детьми (время, место, продолжительность общения и т. п.), изложив его в резолютивной части решения.

Нами по согласования с нашим доверителем в исковом заявлении был предложен следующий порядок общения матери с девочками:

  • первую и третью субботу, воскресенье месяца с 10:00 до 19:00, как в месте преимущественного проживания детей, так и за его пределами, с учётом распорядка, интересов и увлечений детей;
  • каждый четверг с 16:00 по 20:00, как в месте преимущественного проживания детей, так и за его пределами, с учётом распорядка, интересов и увлечений детей;
  • летом, 14 календарных дней, с правом выезда за пределы Российской Федерации, согласовав дату выезда за месяц до планируем поездки;
  • свои дни рождения дети празднуют совместно с матерью, не менее 5 часов.

Нашего доверителя мы попросили к слушанию подготовить справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, взять характеристику с места работы.

Характеристика и справки отца детей

Также классными руководителями девочек были подготовлены соответствующие характеристики о них, где учителя описали: уровень социализации детей в школе, развитость их способностей, вовлечённость родителей в учебный процесс и в целом охарактеризовали обстановку в семье.

Характеристики детей из школы

Встречный иск матери

Супруга Константина на первом же заседании заявила встречный иск с требованиями: об определении места жительства детей с ней, определении порядка общения Константина с ними и взыскании алиментов на содержание детей.

Относительно своих приездов на несколько дней в неделю с ночёвкой к девочкам она сообщила, что не хотела их травмировать своим переездом и поэтому по договорённости с истцом приезжала на несколько дней в неделю к ним.

В настоящее время не было необходимости менять место жительства детей. Дети знают, по какой причине и куда она уезжает. В периоды её отсутствия поддерживают с ней связь. Свои родительские обязанности она исполняет должным образом.

Также указала, что в последнее время отношения между супругами стали напряженные и отец детей настраивает их против неё.

Истица ходатайствовала о допросе свидетеля, своей родной сестры. Суд ходатайство удовлетворил, однако показания не принял во внимание, указав, что ввиду родственных связей показания данного свидетеля не могут носить объективный характер.

В течение судебных слушаний мать детей сообщала суду то о том, что она проживает по месту прописки, то называла адрес отца её третьей дочери, то вовсе утверждала, что место её жительства – это квартира Константина.

Заключение органов опеки

При определении места жительства детей и порядка общения с ними судом в обязательном порядке привлекаются органы опеки и попечительства по месту жительства матери и отца детей. В такой ситуации суд определил привлечь органы опеки по трём адресам:

  • по месту жительства Константина;
  • по адресу регистрации ответчицы;
  • по адресу, озвученному ответчицей в судебном заседании (адрес сожителя супруги Константина).

Однако по последнему адресу опека так и не смогла выйти для осмотра жилищных условий. По указанному адресу сообщили, что ответчица там не проживает. Поэтому акты обследования жилищных условий жизни ребёнка и лица, претендующего на его воспитание и заключения органов опеки были составлены только по двум адресам.

При этом в акте обследования по адресу регистрации ответчицы органы опеки указали, что в квартире отсутствуют условия проживания для малолетних детей, однако ответчица имеет возможность обеспечить основные потребности несовершеннолетних. Акт обследования условий жизни ребёнка и лица, претендующего на его воспитание (по месту жительства Константина)

Органами опеки была проведена беседа с девочками. Младшая дочь сообщила, что она живёт с папой, бабушкой и котом. Мама живёт отдельно, с какого точно периодна – не помнит. Где проживает мама, она не знает, в гостях никогда у неё не была.

Сообщила, что у мамы есть ещё одна дочка. Мама приходит часто с ночёвкой, девочки в эти дни спят в кровати папы. Отношения с родителями хорошие, но жить она хочет с папой, в месте его проживания всё родное.

И даже если бы мама жила в соседнем доме, всё равно хотела бы жить с папой.

Старшая дочь сообщила, что мама перестала с ними жить, с того момента, когда у неё родилась третья дочь. Она ходит к ним в гости. Жить она хочет с папой, так как мама выбрала свой путь, у третьей дочери есть свой отец и ей он не родной, жить с ним она не хочет. Сожителя матери она не знает и где проживает мама тоже не знает. Жить она хочет с папой, её устраивает, как она сейчас живёт.

В своём заключении органы опеки по месту жительства отца указали, что считают возможным определить место жительства детей с ним, при условии обеспечения матери права на участие в воспитании дочерей и общение с ними. Также предложили рекомендуемый график общения детей с матерью. Кроме этого, органы опеки рекомендовали родителям детей относиться к друг другу корректно, чтобы не подрывать свой авторитет в глазах детей, совместно решать вопросы, касающиеся их воспитания и образования, не формировать у малолетних негативное мнение о друг друге. Заключение органов опеки, попечительства и патронажа

Мнение детей

Так как девочкам к моменту судебных слушаний уже исполнилось 10 лет, а в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса РФ учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, для опроса девочек в суде нами был приглашён специалист с педагогическим образованием.

В суде младшая дочь пояснила, что в данной квартире с отцом проживала всегда и не хочет уезжать, хочет остаться жить с папой. Мать приезжает к ним несколько раз в неделю, к себе в гости не приглашает. Старшая дочь в суде также пояснила, что хочет остаться жить с отцом, поскольку у матери есть другой мужчина.

Судебная психологическая экспертиза детей и детско-родительских отношений в данном деле не назначалась.

Решение суда

На пятом заседании по делу судья вынесла решение, которым расторгла брак истца и ответчицы, определила место жительства дочерей с отцом и порядок общения матери с ними.

Решение суда об определении места жительства двух детей с отцом.

Таким образом, практически все наши требования были удовлетворены. Через несколько дней судья изготовила решение в окончательной форме, ещё через месяц оно вступило в законную силу.

Случаи определения места жительства детей с отцами в российской судебной практике встречаются довольно редко. В большинстве случаев суд оказывается на стороне матерей, особенно, если дети малолетние.

Поэтому, если стоит такая задача, к процессу следует тщательно подготовиться, учесть все возможные обстоятельства дела.

Помочь это реализовать может только профессиональный семейный юрист, обращайтесь + 7 (495) 722-99-33

Источник: https://www.planeta-zakona.ru/blog/kak-my-posle-razvoda-ostavili-detey-s-ottsom-sudebnaya-praktika.html/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.