Проверить залог движимого имущества

Единый реестр залогов заработает с 1 июля 2021 года

Проверить залог движимого имущества

Банк России подготовил и обнародовал на своем сайте памятку по оформлению новой формы отчетности о предметах залога.

Она поможет банкам подготовиться к предоставлению информации в единый реестр, который будет введен в «боевой» режим следующим летом.

О целях, специфике и перспективах нового проекта регулятора рассказал шеф-редактору Национального банковского журнала Сергею Артемову глава Службы анализа рисков Банка России Александр Дымов.

— Александр Петрович, каким образом банки направляют сейчас регулятору данные о залогах по ссудам, предоставленным компаниям? И что поменяется?

— Сейчас сведения о предметах залога по таким кредитам банки направляют в Банк России в агрегированном виде (в одном из разделов формы отчетности 0409303).

Кроме этого, информацию о предметах залога банки представляют по отдельным запросам надзорных департаментов при дистанционном надзоре либо выездных проверках.

Запросы в банки, как правило, поступают в электронной форме через личный кабинет кредитной организации.

При этом многие кредитные организации оформляют договоры залога сразу на несколько разных объектов залогового имущества. То есть, в один договор залога могут включаться здания и сооружения, специальное оборудование, движимое имущество и так далее.

Рабочая группа по созданию реестра, в которую входили представители Банка России, коммерческих банков и банковских ассоциаций, классифицировала все виды предметов залога, и для основной массы объектов теперь будет введен принцип пообъектного учета. То есть, в реестр залогов будет поступать информация по каждому заложенному объекту.

— Для каких целей создается новая форма регулярной отчетности по залогам?

— Для Банка России это повысит оперативность и своевременность надзорного реагирования, обеспечит превентивный характер надзора. Банк России заранее сможет увидеть объекты, которым присущ повышенный риск.

Будет реализован риск-ориентированный надзор по отношению к залогам.

Это позволит сфокусировать наше внимание и внимание самих кредитных организаций на том, каково качество портфеля залогов, насколько банки защищают себя от возможных рисков дефолта заемщиков.

Систематизированные данные о залоговом портфеле позволяют понять, какие риски по залогам принимает на себя какой из банков, дают возможность оценить аппетит к риску кредитной организации и степень обеспеченности кредитного портфеля в целом. И хотя в банковском сообществе все понимают, что при выдаче кредита главным является финансовое положение заемщика и его платежная дисциплина, тем не менее, залог как дополнительный рычаг воздействия на заемщика крайне важен.

— Изучал ли Банк России зарубежный опыт при создании единого реестра залогов? Есть ли аналогичные проекты в других странах?

— Да, конечно, международный опыт мы изучали. Аналогичных проектов (именно реестров предметов залога, используемых регуляторами в надзорных и аналитических целях) в зарубежной практике не встречали.

Вместе с тем, мы проанализировали информацию о проекте Европейского центрального банка Anacredit (analytical credit datasets) по разработке подхода к сбору детальной информации по кредитным портфелям поднадзорных организаций Европы. Подход сбора детальных данных позволит европейским регуляторам проводить более расширенную аналитику по кредитному рынку еврозоны.

— Какие виды залогов попадут в реестр залогов?

— В него попадут все виды предметов залога по ссудам, предоставленным юридическим лицам. Это объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, товары в обороте компании и другие виды предметов залога.

Они все описаны в форме отчетности «Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам» (310-я форма), которая установлена Банком России.

При составлении классификатора предметов залога мы постарались максимально уйти от графы «Прочие».

— Что будет указываться в новой форме отчетности? И как будет отображаться переуступка прав требования?

— Отчетность по данной форме предполагает указание реквизитов договоров залога, идентификаторов кредитных договоров, сторон сделок и заложенных объектов, а также информации о стоимости предметов залога и их основных характеристиках. В случае переуступки прав требования обеспечение будет указываться в отчетной форме уже у другой кредитной организации.

— Когда начнется сбор информации и когда планируется вывести реестр в «боевой» режим?

— Банки будут отчитываться по новой форме по договорам залога, заключенным с 1 июля 2021 года. Первая информация начнет поступать в августе 2021 года. Отчетность будет ежемесячная, для кредитных организаций предусмотренная этапность представления сведений является комфортной.

— Почему выбраны такие сроки — ведь проект был анонсирован уже довольно давно? И готовы ли сейчас банки технически к предоставлению такой отчетности?

— Да, действительно, рабочая группа начала свою работу еще в 2018 году. В этом же году был создан прототип системы, прошло его тестирование. В тестировании приняли участие три крупных банка с достаточно развитой IT-инфраструктурой, а также два небольших банка.

Однако по просьбе банковского сообщества сроки введения новой формы отчетности мы перенесли на 1 июля 2021 года.

Кредитные организации попросили отсрочку для того, чтобы лучше подготовиться, доработать свое программное обеспечение для пообъектного учета предметов залога.

Форма отчетности была утверждена и опубликована в июне 2020 года. В 2019 году проект данной формы отчетности размещался на сайте Банка России для его публичного обсуждения с банковским сообществом.

Соответственно, времени для проведения необходимых закупочных процедур и подготовки программного обеспечения было достаточно.

Поэтому у нас есть твердая уверенность, что на момент сдачи новой отчетности все участники банковского рынка будут готовы.

— В реестр пойдет информация только по новым кредитным договорам?

— Да, с 1 июля 2021 года в реестр будут поступать данные только по вновь заключенным договорам.

Через год работы в него начнут поступать сведения по старым договорам залога, но только если соответствующие ссуды были реструктурированы с 1 июля 2021 года.

В 2025 году к ним будет добавляться информация о предметах залога по всем остальным договорам залога. Но это, с нашей точки зрения, уже будет небольшое количество, мы проводили соответствующую оценку.

— Сбор отчетности является важной частью надзора. Планируется ли создание какой-либо «оболочки» для работы с реестром после того, как база будет сформирована?

— Да, такие планы у нас есть. Сейчас Банк России активно занимается ее разработкой, будем реализовывать ее силами наших специалистов.

— Насколько возрастет нагрузка на банки при формировании новой отчетности? Ведь банки будут направлять информацию в реестр по каждому отдельному залогу.

— Многие банки и ранее вели пообъектный учет предметов залога. Некоторые банки вводят его сейчас и выделяют каждый объект залога по отдельности. Это полезно и самим банкам, поскольку позволяет, в том числе, увидеть состав заложенного имущества, не обращаясь для этого к договорам залога, и отслеживать возникающие риски.

— Будет ли Банк России со своей стороны предоставлять какую-то информацию в реестр?

— Мы будем загружать в реестр дополнительную информацию, связанную с кредитами, по которым предоставлено обеспечение, а также дополнительную информацию о характеристиках заложенных объектов, которая есть в распоряжении Банка России (например, в части ценных бумаг).

— Кто будет пользоваться реестром залогов кроме ЦБ? Планируется ли дать доступ к информации банкам?

— Рассматривается возможность предоставления кредитным организациям информации по их залогам. В том числе об оценке предметов залога со стороны Центрального банка, о наличии «перекрестных» залогов, которые часто встречаются. Сегодня существует ряд ограничений на предоставление Банком России такой информации. Поэтому мы обсуждаем изменения в законодательство, устраняющие эти барьеры.

— Предполагается ли введение комиссий для банков за получение информации из реестра залогов ЦБ?

— Пока рассматривался вопрос предоставления информации на бесплатной основе. Но еще не решена проблема, связанная с доступом банков к реестру залогов, поэтому обсуждать вопрос платности сейчас не имеет смысла.

— Что вы посоветуете держателям залогов?

— Чем раньше банкиры приступят к подготовке подачи информации по новой форме отчетности, тем с меньшим количеством проблем они столкнутся. Если у кого-то из участников рынка есть какие-то вопросы, они смело могут обращаться в Банк России, чтобы мы могли помочь коллегам рекомендациями или оказать какую-то практическую помощь.

Национальный банковский журнал

Источник: https://cbr.ru/press/event/?id=8184

Что делать, если автомобиль в залоге?

Проверить залог движимого имущества

Покупка машины – всегда важный и ответственный шаг для любого автолюбителя. И мошенничество со стороны продавцов, к сожалению, не является редким явлением, а в последнее время подобных случаев отмечается все больше и больше.

Одна из самых распространенных схем злоумышленников – продажа залогового авто. Покупая такой автомобиль, покупатель рискует остаться и без денег, и без транспортного средства.

Именно поэтому так важно предварительно проверять его вместе с владельцем на наличие долгов.

Если внимательно проверить историю автомобиля на момент его покупки, можно избежать очень много проблем в будущем. В частности, следует проверить, не имеются ли на нем какие-либо обременения, и не находится ли данное авто в залоге. О том, как это сделать, какие ограничения будут на него действовать и как старому или новому владельцу можно их снять, расскажем в данной статье.

Что значит

Передача машины в залог может означать сразу три разные процедуры:

  • Во-первых, он может взять потребительский кредит под залог автомобиля. В таком случае банк может забрать авто, если заемщик не будет выполнять условия кредитного договора;
  • Во-вторых, это может быть оформление целевого кредита на покупку машины – так называемый автокредит;
  • В-третьих, автомобиль в залоге может означать приобретение транспортного средства в лизинг. Обычно это означает долгосрочную аренду машины с возможностью приобрести его в собственность.

Если машина в данный период времени находится в залоге у банка, это не значит, что она не может быть задействована в сделке. То есть, заложенную машину можно купить или продать. Важно понимать только то, что она находится на кредитном балансе у банка.

Другими словами, продавец, который полностью не выплатил кредит, вместе с автомобилем передает новому хозяину и свои обязанности перед банковским учреждением. Конечно, для этого ему придется получить согласие банка.

Но злоумышленники почти всегда игнорируют эту процедуру, и продают автомобили в залоге, не предупреждая об этом ни кредитора, ни покупателей.

Какие действуют ограничения

Залоговый автомобиль имеет особый правовой статус, который не предоставляет его владельцу права проводить операции по отчуждению имущества без согласия залогодержателя.

Это значит, что такую машину нельзя просто так продать, подарить или обменять на другую. Тем не менее, в законодательстве нет четкого запрета на проведение такого рода сделок.

Единственное условие – собственник обязан уведомить покупателя о том, что тот собирается приобрести залоговое имущество.

Получается, что у владельца машины, которая находится в залоге, есть несколько способов правомерно ей распорядиться. Например, он может самостоятельно найти покупателя, который добровольно согласится погасить долг вместо заемщика.

Еще один законный способ – переоформление займа на покупателя, правда он всегда связан с серьезной бумажной волокитой в банке.

Наконец, авто можно продать через банк, но заемщик в этом случае полностью освобождается от ответственности за совершенную сделку.

Как проверить наличие залога

Перехитрить мошенников, занимающихся продажей залоговых автомобилей, довольно сложно именно из-за несовершенства законодательной системы. Тем не менее, лучше сразу проверить транспортное средство по всем существующим базам. Рекомендованы к использованию даже самые очевидные методы проверки.

Удостовериться, что данный автомобиль не находится в залоге, можно несколькими способами:

  • Потребовать у владельца максимальное количество документов;
  • Проверить сведения о ТС в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;
  • Проверить по базе ГИБДД;
  • Просмотреть базу финансовых учреждений.

В первую очередь, вам конечно нужно настоять на том, чтобы продавец предоставил вам все имеющиеся у него документы на ТС.

Внимание

Если он по какой-то причине отказывается показывать оригинал ПТС или, например, вы видите, что машина была приобретена менее трех лет назад, сразу требуйте от него объяснений. Тревожным сигналом также должна стать слишком низкая стоимость авто.

Зная VIN-номер авто очень просто узнать, находится ли оно в залоге. Для этого заходим на официальный сервис ГИБДД и вводим необходимые цифры. Если требуется, указываем также ФИО владельца или сведения из ПТС, а затем получаем в поисковой выдаче результат с информацией обо всех имеющихся ограничениях на машину.

Как проверить авто по ВИН коду, читайте здесь.

Вы также можете «пробить» конкретный автомобиль через Реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Это сервис, представленный Федеральной Нотариальной палатой РФ. Здесь содержится вся необходимая информация о транспорте, находящемся в данный момент в залоге.

Но у него есть один серьезный недостаток: все сведения попадают в реестр исключительно по желанию банка. В таком случае вам может помочь портал Федеральной службы судебных приставов. Правда здесь вы сможете проверить не сам автомобиль, а его хозяина – на предмет того, какие взыскания проводились в отношении него.

Однако этот способ подходит лишь в том случае, если у автовладельца имеются просрочки по кредиту.

Как купить арестованный автомобиль у судебных приставов?

Если у вас по-прежнему много сомнений по поводу юридической «чистоты» сделки, пожертвуйте свободным временем и обратитесь в Бюро кредитных историй.

Здесь вы можете сделать запрос под видом продавца ТС, если у вас есть его паспортные данные. Есть еще и другой, более утомительный способ, — проверка по банковским учреждениям.

Для этого вам придется заглянуть в реестр всех существующих банков самостоятельно. Но будьте готовы к тому, что далеко не каждый из них находится в свободном доступе.

Как снять ограничения

Ограничения, действующие в отношении залогового авто, в любом случае будут изрядно портить жизнь его владельцу. В таком случае, конечно же, хочется как можно скорее избавиться от всех имеющихся запретов. Процедура снятия обременений на движимое имущество обычно проходит в несколько этапов:

  • Погашение задолженности в банке;
  • Получение соответствующих документов о выплате долга;
  • Обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации авто.

Но что делать, если приобретенный вами автомобиль вдруг оказался залоговым? Для того чтобы прекратить действие ограничений вам придется:

  • Подать заявление в полицию на розыск мошенника с целью привлечения его к ответственности;
  • Обратиться с иском в районный суд по месту проживания.

Спорить, а тем более судиться с банками на самом деле не имеет смысла, ведь он не несет ответственности за действия своего клиента.

А сам кредитный договор с заемщиком действует до тех пор, пока он не будет расторгнут по решению суда.

Но, безусловно, всегда есть вероятность того, что виновник будет найден и привлечен к ответственности, а уплаченная за автомобиль денежная сумма будет возвращена новому хозяину.

Источник: https://svoyurist.com/nabolevshie-tonkosti/chto-delat-esli-avtomobil-v-zaloge

Как легко нарваться на залоговую машину и в итоге остаться без денег и авто. Расследование

Проверить залог движимого имущества

Первый всплеск продажи залоговых машин был еще в 2017 году. Спустя два года, к сожалению, серая схема по-прежнему действует — только с некоторыми более хитрыми изменениями. Подтверждение этому было найдено довольно быстро.

Мы обратились к действующему специалисту по подбору автомобилей Александру Вишнякову с просьбой проследить за объявлениями, появляющимися на белорусских профильных сайтах.

Не прошло и недели, как внимание «подборщика» привлек подозрительный продавец Hyundai Solaris 2019 года выпуска. Мы отправились на встречу.

Краткий сценарий:

  • Впервые о серой схеме продажи автомобилей, находящихся в залоге у банков РФ, стало известно в 2017-м. Что-нибудь изменилось за два года?
  • На сайтах автообъявлений мы стали искать машины по явно заниженной цене. Нашли две. Договорились о встрече с продавцом одной — Hyundai Solaris 2019 года.
  • В объявлении было указано имя Александр, но продавцом оказался Дмитрий. Он уверяет, что автомобиль оформлен на его девушку. Продает из-за переезда в другую страну.
  • Сверяем VIN с реестром залогов. Подозрения подтверждаются: Hyundai находится в залоге. Дмитрий уверяет, что неприятно удивлен, но считает, что залогодатель будет платить кредит и все будет хорошо.
  • Залогодатель из РФ вышел на связь с журналистом, но общение быстро прекратилось.
  • Банк-залогодержатель сообщил, что сумма по кредиту составила почти 19 тысяч долларов, его не погашают уже более 80 дней. Если клиент перестанет погашать кредит и на него подадут в суд, машину у покупателя отберут.
  • В ГАИ РБ не видят российских залогов, у них таких данных нет. Там только советуют не покупать подобные автомобили.
  • Разобрав схему, понимаем, что мошенническая группа зарабатывает минимум 80 процентов от цены машины (а в нашем случае — почти 19 тысяч долларов), платит гонорары двум «вешалкам» в РФ и РБ. А покупатель-белорус остается без денег и автомобиля.
  • Чтобы не попасться, нужно самостоятельно проверять VIN и игнорировать заведомо дешевые предложения. Должна смутить скидка даже в тысячу долларов.

Поиск подозрительной тачки

На самом деле никаких сложностей в поиске подозрительной машины нет — достаточно просто присмотреться к моделям, предлагаемым в объявлениях по заниженной цене. «Сумма явно не в рынок, — утверждает Александр.

— Свежий Hyundai Solaris Elegance продают за 12 950 долларов, или 26,5 тысячи рублей. У дилера автомобиль в такой комплектации можно купить почти за 32 тысячи рублей (с учетом спецпредложения). Более низкую стоимость пробуем объяснить тем, что автомобиль не новый.

Смотрим объявление — в качестве пробега указано 800 км, был куплен у официалов, привезен на автовозе».

На страничке указано: серебристый седан с мотором объемом 1,6 литра и АКПП. Тканевый салон, парктроники, светодиодные фары, противотуманки, мультимедийный экран, электростеклоподъемники, обогревы сидений, лобового стекла, зеркал. Одним словом, все красиво, но цена слишком подозрительна.

Звоним продавцу. В объявлении указано имя Александр, но молодой человек представляется Дмитрием. Вот что он сообщил по телефону: «Совсем новая. Уезжаю из страны, потому продаю. Я купил ее за 13 тысяч долларов три месяца назад, за столько же продаю, чуть в минус. Снята с учета, на транзитах. Посмотреть машину можно у жилого дома на ул. Белинского». Что ж, выезжаем.

Заявление «в лоб»: «Ваша машина в залоге»

На Белинского машину мы не обнаружили. Продавец в ходе телефонного разговора сообщил, что уже уехал — на ул. Казинца. Еще один подозрительный «звоночек». Делать нечего — отправляемся по новому адресу. Там и находим автомобиль с продавцом Дмитрием за рулем.

В техпаспорте владельцем значится Анастасия. «Подруга моя, она не против (позже он назовет девушку женой. — Прим. Onliner). Зарегистрировал на нее, потому что опасался проблем с налоговой, — поясняет молодой человек. — Занимался поиском мой друг-одноклассник.

Покупали в России на автоплощадке по договору купли-продажи от 17 августа, машину привез человек. Он заполнял документы, выступая в качестве представителя автоплощадки. Потом мы заплатили утильсбор и поехали оформлять в ГАИ.

VIN мы проверяли по сайтам, сверяли с комплектацией. Ничего не нашли».

Мы тоже проверили идентификационный номер и поспешили поделиться с Дмитрием результатами этой онлайн-проверки, сделанной с помощью смартфона на сайте Федеральной нотариальной палаты (также можно проверить на сайте ГИБДД РФ):

— В реестре указано, что автомобиль с этим VIN находится в залоге у ПАО «Плюс Банк», базирующегося в российской столице. Залогодатель — некто Арман Араратович 1988 года рождения из Московской области.

Дата договора залога — 16 августа, срок исполнения обязательства — 7 лет. То есть этот человек оформил кредит на довольно большую сумму, а в качестве залога предоставил банку автомобиль.

Но позже эту машину продал.

«Ровно в этот день — 16 августа — мы проверяли номер на этом сайте и все было в порядке, — уверяет продавец.

— Обалдеть! И в чем прикол? Что дальше? Как можно продать такую машину со всеми документами? Как она может стать на учет с обременением? В любом случае человек, который взял кредит в банке под залог автомобиля, когда-нибудь его выплатит, ведь логично? Бывали ли случаи, когда такую машину забирали?» Он заверяет, что не причастен к серой схеме перепродажи и сей факт стал для него неприятным сюрпризом.

Встречный аргумент, который должен возникнуть у любого здравомыслящего человека: если этот Арман Араратович прекратит платить, автомобиль будут искать и, найдя, конфискуют в пользу банка. Кроме того, если Дмитрий действительно не знает этих нюансов, почему продает новую машину себе в минус? В слова о переезде после выявленных фактов верится с трудом.

Что говорят первый владелец, российский банк и ГАИ?

Попробуем «раскрутить» всю серую схему и выяснить обстоятельства у ее участников. Поиск Армана Араратовича в сети приводит нас на сайт свободного стихотворчества. Вот пример работы автора (стиль и пунктуация сохранены):

«Я не поэт!У меня даже музы нет.Рифму никак, не могу подобрать,

Слова, в предложения не могу я собрать».

Яркий пример поэзии, когда истина заключена в первой строке. Но нас в большей степени интересует Hyundai Solaris Elegance. На сайте со стихами находим ссылку на личную страницу автора в соцсети, куда и отправляем соответствующий запрос. В ответ пользователь просит телефон журналиста, получает номер, но на этом общение заканчивается.

Следующим звеном является ПАО «Плюс Банк» из Москвы. Диктуем специалисту кол-центра данные залогодателя, представленные в общем доступе в реестре (а это номер и дата договора, ФИО, дата рождения, VIN и даже номер паспорта).

«На сегодня сумма долга по кредиту составляет 1 205 009,57 рубля, — сообщила оператор (в долларах это около 18,9 тысячи. — Прим. Onliner). — Уже есть просроченная задолженность.

В общей сложности 84 дня (сопоставляем с датой звонка: выходит, платеж должен был быть произведен 16 сентября, спустя месяц после оформления договора на залог. — Прим. Onliner), накопилось 70 673,31 рубля просрочки (или 1110 долларов)».

«Залоговый автомобиль продавать нельзя до тех пор, пока клиент не расплатится с банком, — продолжает сотрудница. — Это противоречит условиям кредитного договора.

Покупателю этой залоговой машины нужно самостоятельно разбираться с клиентом нашего банка. Если он перестанет платить кредит и если на него подадут в суд, автомобиль у покупателя отберут.

Телефон клиента мы не можем вам предоставить, это закрытая информация».

А что же наша отечественная ГАИ? Регистрационные отделы не видят российских залогов — у них нет подобной информации в базах, такую проверку там не осуществляют. Пока россиянин платит кредит, машина не будет числиться в угоне или розыске.

В базе она появится только тогда, когда перестанут поступать платежи в банк и отдел по работе с проблемными клиентами направит запрос в международный розыск. К тому моменту автомобиль будет уже продан ничего не подозревающему белорусу.

«Если машина в Беларуси, на белорусских транзитных номерах, снята с учета, значит, с нашей стороны все нормально, — заявила представитель МРО. — Остальное, что в России, — это их база, не наша. У нас таких данных нет.

Если вы проверили на российских сайтах и выяснили информацию о залоге, я бы на вашем месте этот автомобиль однозначно не брала. Но официально это не подтвердить. Мы только направляем запрос по месту прежней регистрации.

Там дают ответ, что машина действительно стояла в России на учете и была снята». Одним словом, в регистрационном отделе могут помочь только советом.

Как работает схема?

Исходя из полученной информации, мы можем сделать выводы, каким образом функционирует вся, по сути, преступная схема. Вначале действует российская сторона. Неизвестные передают гражданину Х («вешалке») деньги на покупку нового автомобиля. Тот идет к дилеру и покупает машину, это чистая сделка.

Далее гражданин Х идет в банк и берет там кредит, а в качестве залога на погашение долга оформляет автомобиль. Обычно он получает около 80% от стоимости модели, но встречаются и бóльшие суммы (в случае с нашим Hyundai Solaris Elegance — около 19 тысяч долларов).

Гражданин Х отдает основную часть денег банка Неизвестным, сам получает вознаграждение и какое-то время продолжает платить по кредиту. После этого машина оказывается в распоряжении автоломбарда — компании Z. Каким образом оформляется передача права собственности обремененного залогом имущества, остается загадкой.

Но далее автомобиль продают от имени компании Z в РБ, именно она фигурирует в договоре купли-продажи. Покупатель — гражданин Y (еще одна «вешалка»). Сделка оформляется на территории РФ, в Москве.

Затем мы оказываемся на территории родной страны. Гражданин Y ставит машину на учет в РБ, к документам прилагает договор купли-продажи — вроде бы все легально. Базы нашей ГАИ не позволяют проверить чистоту автомобиля, в реестр Нотариальной палаты РФ и базу ГИБДД там не смотрят.

Даже если они и заглянут на эти ресурсы, то вряд ли смогут официально отказать в регистрации — нет законодательно закрепленных оснований. Сразу после этого машина снимается с учета, таким образом гражданин Y получает транзитные номера. Автомобиль выставляют на продажу в РБ. Чтобы ускорить процесс, зачастую указывают заниженную цену.

Находится ничего не подозревающий покупатель, оформляется сделка. В этот момент гражданин Y сообщает Неизвестным, что дело сделано.

Возвращаемся в РФ. Наш старый знакомый гражданин Х узнает о продаже и тут же прекращает платежи по кредиту. Через пару месяцев банк начинает выяснять, почему от клиента не поступают деньги. Гражданин Х либо не выходит на связь и пропадает, либо говорит, мол, «денег нет, забирайте залоговую тачку, но ее у меня украли».

В обоих случаях служба безопасности банка обращается в МВД РФ с просьбой объявить автомобиль в розыск. Еще через какое-то время российская полиция передает информацию белорусским коллегам. Ничего не подозревающий белорус продолжает кататься до тех пор, пока не проверят VIN (на границе, при переоформлении или любой стандартной проверке документов).

Далее машину изымают и направляют российскому банку.

В итоге Неизвестные возвращают себе деньги, потраченные на покупку у дилера, а также заполучают сумму кредита — то есть минимум 80% от стоимости автомобиля.

Они понесли расходы на гонорары «вешалкам» Х и Y, пару платежей по кредиту, пошлины на оформление. Банк возвращает себе выданную кредитную сумму (или ее часть), продавая залоговую машину.

Ничего не подозревающий белорус остается без автомобиля и без денег.

Чтобы не попасться

Как видим, нарваться на залоговую машину весьма легко. По словам специалиста по подбору автомобилей Александра, ему известно о двух таких транспортных средствах, продаваемых на вторичном рынке прямо сейчас в Минске, — оба Hyundai Solaris.

Руководствоваться заверениями МРО ГАИ по поводу легальности снятия с учета и беспроблемности сделок не приходится. Проверка истории машины ложится на плечи покупателя.

Потому во всех случаях стоит проверять VIN на сайтах Федеральной нотариальной палаты и ГИБДД РФ — это бесплатно. Также можно обратиться на сайт белорусского реестра движимого имущества, обремененного залогом, — запрос обойдется в 16,80 рубля и займет какое-то время.

Но основное превентивное правило — не гнаться за дешевыми предложениями с ценами явно ниже рыночных, должна смущать скидка даже в 1000 у. е.

Источник: https://auto.onliner.by/2019/12/17/zalog-3

Реестр залогов движимого имущества, уведомления о залоге. Как проверить авто на залог в банке

Проверить залог движимого имущества

Реестр залогов движимого имущества был введен для снижения рисков приобретения движимого имущества, находящегося в залоге. Теперь каждый человек может совершенно бесплатно просмотреть сведения о залогах интересующего движимого имущества, чего не было ранее.

Но одновременно нововведение привело и к осложнению оформления залога движимого имущества. Теперь каждый взятый автокредит влечет обращение банка в залоговый реестр для фиксации информации о залоге.

Реестр залогов движимого имущества – база данных о движимом имуществе граждан РФ, которое находится в залоге. Обычно сюда включается достаточно ценное движимое имущество, являющееся обеспечением по банковским кредитам.

Обязательной регистрации в реестре подлежит залог такого движимого имущества как автомобили, ценные бумаги, техника, в том числе и бытовая, мебель, производственное оборудование и другие предметы, которые могут быть предметом залога.

К примеру, залоговым имуществом является любая вещь, приобретаемая в рассрочку, до полного погашения долга. Так, даже сведения об обычном вентиляторе или блендере, приобретенных в рассрочку, продавец может внести в Реестр залогов движимого имущества.

После заключения договора о залоге имущества залогодержатель или владелец имущества обязаны отправить соответствующее уведомление о залоге в Реестр. Если залогодержателем выступает банк, он обычно берет на себя обязанности по составлению уведомления, в другом случае сторона, которая отправит уведомление, определяется предварительной договоренностью.

Для составления уведомления необходимо обратиться к нотариусу, который юридически грамотно составит документ и направит сведения в Федеральную нотариальную палату. Услуга внесения информации в Реестр платная и входит в сумму вознаграждения нотариуса за оказанную помощь.

Уведомления о залоге движимого имущества

Уведомление о залоге движимого имущества – документ, составляющийся нотариусом по типовому образцу при обращении залогодержателя или владельца имущества, находящегося в залоге, с просьбой внести сведения о залоге в Реестр залогов движимого имущества.

Документ может быть составлен как в бумажном, так и в электронном виде по желанию клиента. Оба способа оформления равноценны.

Уведомление состоит их нескольких предусмотренных статьей 103.1 «Основ законодательства РФ о нотариате» в новой редакции блоков:

  1. Сведения о нотариусе, который составляет уведомление и его нотариальной конторе,
  2. Персональные сведения о залогодержателе и залогодателе,
  3. Сведения, по которым можно идентифицировать предмет залога,
  4. Сведения о документе основании залога.

После оформления уведомления нотариус попросит удостоверить документ личной либо электронной подписью в зависимости от способа составления.

Также возможно и самостоятельно составить уведомление на сайте Федеральной нотариальной палаты, но важно верно указать все необходимые сведения и иметь собственную электронную подпись.

Важно знать, что одно движимое имущество недобросовестный владелец может заложить несколько раз и в случае, если возникнет необходимость во взыскании залога, то преимущественное право будет иметь тот залогодержатель, сведения об обязательствах перед  которым внесены в Реестр.

После выплаты залогодателем долга и прекращения залоговых обязательств, залогодержатель должен уведомить нотариуса о необходимости изъятия сведений о залоге из Реестра.

Если по какой-то причине залогодержатель не исполняет своих обязанностей, направить соответствующее уведомление может и залогодатель.

В доказательство прекращения залоговых обязательств нужно предоставить документы, подтверждающие выплату всей суммы долга залогодержателю.

Признаки залога автомобиля

При осмотре автомобиля с целью покупки следует обратить внимание на моменты, которые свидетельствуют о том, что транспортное средство скорее всего является залоговым имуществом. К таким признакам относятся:

  1. Заниженная цена – сигнал, который легче всего распознать. Каждый водитель знает, что если на вторичном рынке автомобиль продают по сниженной в сравнении со среднерыночной цене, это свидетельствует о наличии технических неполадок и необходимости дополнительно вложить средства в ТС после его приобретения. Однако если при техническом осмотре автомобиля не выявлено дефектов, а его цена значительно снижена, это практически всегда свидетельствует о том, что автомобиль является залоговым имуществом и возможно продавец планирует с выгодой для себя избавиться от долговых обязанностей.
  2. Отсутствие технического паспорта. Часто технический паспорт залогового ТС находится на хранении у займодателя. В таком случае владелец автомобиля может показать потенциальному покупателю только копию документа. Если продавец отказывается показывать оригинал технического паспорта или говорит, что документ был утерян, ситуация должна насторожить покупателя.
  3. Отсутствие документов на покупку авто. Продавец автомобиля должен показать покупателю документ, на основании которого он является владельцем ТС. Таким документом может быть договор купли-продажи, свидетельство о получении завещания или договор дарения. Если такие документы отсутствуют или возникают затруднения с их демонстрацией, существует вероятность, что автомобиль взят у банка в кредит и еще не выкуплен полностью текущим владельцем.
  4. Указание займодателя в страховом полисе КАСКО, который обязательно имеется, если автомобиль является залоговым имуществом.

Если ни одного из вышеперечисленных признаков не обнаружено, вероятность того, что автомобиль окажется залоговым имуществом снижается. Но для максимальной минимизации рисков нужно также поискать информацию об автомобиле в официальных открытых источниках, о которых пойдет речь дальше и запросить данные в Реестре.

Проверка залога автомобиля

Проверить является ли автомобиль залоговым имуществом можно на сайте Федеральной нотариальной палаты по реестру уведомлений о залоге — reestr-zalogov.ru. Здесь можно получить выписку из реестра, проверить статус автомобиля по регистрационному номеру пакета уведомлений и найти движимое имущество в реестре.

Нужный нам пункт меню называется «Найти в реестре». Найти автомобиль в реестре можно тремя способами:

  1. По регистрационному номеру уведомления о залоге.
  2. По информации о залогодателе (владельце автомобиля).
  3. По информации о предмете залога.

Знать регистрационный номер уведомления покупатель не может, поэтому более удобными являются другие две функции. Транспортное средство (автомобиль) можно найти по его идентификационному номеру (VIN), который состоит из семнадцати цифр.

VIN код автомобиля обязательно указан в техническом паспорте, а также выгравирован под капотом транспортного средства.

Если по невнимательности вы не успели записать VIN код при осмотре автомобиля, можно воспользоваться и функцией поиска по информации о залогодателе.

Минимальные сведения, которыми нужно располагать в таком случае – фамилия и имя владельца автомобиля, а узнать эту информацию довольно просто.

Для уточнения поискового запроса можно также добавить и другие известные сведения: субъект РФ, в котором зарегистрирован залог, дата рождения и паспортные данные залогодателя.

Если по результатам запроса найден автомобиль, который вы собирались купить, он является залоговым имуществом.

Необходимо понимать, что при покупке залогового имущества к новому владельцу перейдет имущество с обременением, за счет которого могут взыскать долги первоначального собственника.

В случае неуплаты долгов собственность могут конфисковать в соответствии с условиями договора, который ранее подписал предыдущий владелец транспортного средства. То есть с материальной точки зрения покупка залогового имущества убыточна.

Другие ресурсы для проверки истории автомобиля

Чтобы дополнительно обезопасить себя можно проверить автомобиль по VIN коду и номеру технического паспорта на еще одном ресурсе — www.nbki.ru.

НБКИ – Национальное бюро кредитных историй, созданное с целью предоставить каждому заинтересованному лицу возможность узнать о кредитной истории как физических лиц, так и собственности, включая реестр залоговых автомобилей по VIN-номеру. Электронная выписка из бюро стоит всего 300 рублей.

Последнее, что следует сделать перед заключением сделки купли-продажи – вместе с продавцом обратиться в отделения ГИБДД для выяснения наличия или отсутствия арестов и ограничений, наложенных на автомобиль, а также штрафов за нарушение ПДД.

При соблюдении всех указанных советов вероятность приобрести автомобиль у мошенника небольшая. В частности, невозможно лишиться заложенного автомобиля при условии, что он был приобретен у банка, который не внес сведения о залоге в Реестр.

Приобретатель залогового авто в таком случае признается добросовестным приобретателем. Тем не менее, возможно придется отстаивать свою правоту в суде, но доказывать сговор или иные факты недобросовестности покупателя в этом случае будет банк.

В некоторых же случаях остается небольшая вероятность приобретения заложенного автомобиля (если автомобиль был приобретен у физического лица либо у небольшой кредитной организации, которая не сотрудничает с НБКИ, а также, если предыдущий собственник использовал автомобиль в качестве залога для кредитования у физического лица).

Для защиты от покупки авто, обременённого залогом, возможно воспользоваться сайтами:

  • gibdd.ru/check/auto/
  • akrin.ru/services/cars/

Что предпринять в первую очередь, чтобы избежать убытков от залога авто

Чтобы избежать материальных убытков при покупке залогового имущества необходимо предпринять одно из следующих действий:

  1. Договориться с владельцем ТС о выплате им долгов до заключения сделки купли-продажи со снятием обременения.
  2. Договориться о продаже автомобиля со скидкой с учетом того, что впоследствии новому владельцу возможно придется оплачивать долг.
  3. Отказаться от сделки.

Если же в результате запроса в реестр залогов не был найден ни один подходящий указанным условиям поиска результат, вероятность того, что автомобиль не является залоговым имуществом увеличивается.

Однако не следует забывать о том, что предыдущий владелец мог взять займ под залог ТС у физического лица либо небольшой организации и не внести сведения об этом в Реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

В таком случае, несмотря на изначальную неинформированность покупателя, договор займа под залог между предыдущим владельцем и залогодержателем остается действительным.

Но если автомобиль был куплен предыдущим владельцем в рассрочку у банка позднее 2014 года (год создания Единого реестра) и сведений о залоге нет в Реестре, банк не будет иметь права имущественных претензий по отношению к новому владельцу.

Такая мера предпринята с целью обезопасить не только залогодержателя, но и покупателя автомобиля. Каждый банк после выдачи автокредита обязан передать сведения об этом в Реестр.

Если же банк не выполняет своих обязательств, вся материальная ответственность за возможные последствия лежит на нем.

Последствия покупки заложенного авто

Самый распространенный способ, в который новый владелец движимого имущества узнает о существовании залога – получение повестки в суд. Конечно, известие о том, что автомобиль был приобретен у мошенников, может шокировать, но ни в коем случае нельзя пропускать суд или хотя бы отказываться от отправки туда своего отзыва на исковое заявление.

Наиболее щадящим последствием покупки заложенного автомобиля является необходимость участвовать в долгих судебных разбирательствах с банком, несмотря на презумпцию добросовестности покупателя. Покупатель имеет шансы выиграть дело в суде, если:

  1. В ответ на полученный иск он отстоит позицию о признании себя добросовестным покупателем,
  2. Автомобиль был приобретен не раньше 1 июля 2014 года,
  3. На момент приобретения ТС, сведения о залоге не были зафиксированы в Реестре и не было иных признаков залога (например, изъятого паспорта ТС или ПТС с отметкой банка),
  4. Автомобиль, являющийся предметом спора, был взят в кредит предыдущим владельцем у банка.

Если хоть один из вышеперечисленных пунктов не соблюден, шансов отстоять свои права мало. В таком случае необходимо решить стоит ли выплачивать долг для сохранения залогового имущества либо допустить конфискацию транспорта.

Принимая решение нужно учитывать размер задолженности по отношению к общей стоимости автомобиля, а также возможность повлиять на продавца, заставив его погасить долг или договориться о рассрочке (включая меры уголовного принуждения, например, под мотивом обращения в полицию).

 

Источник: http://calculator24.ru/2017/06/21/reestr-zalogov-dvizhimogo-imushhestva-avto-v-zaloge/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.