Производственный дефект это

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Производственный дефект это

Cтраница 1

Производственные дефекты появляются РІ результате несоответствия требованиям РќРўР” РЅР° изготовление или поставку продукции.  [1]

Производственные дефекты появляются обычно в результате нарушения технологического процесса при производстве или восстановлении деталей, узлов, агрегатов и изделий в целом.

Они могут возникнуть также в случае использования материала несоответствующей марки, отступления от заданных размеров и допусков при изготовлении и восстановлении деталей.

Причиной возникновения производственных дефектов РјРѕРіСѓС‚ быть ошибки РїСЂРё разработке технологических процессов, РЅРµ обеспечивающих высокое качество результатов РїСЂРё выполнении технологических операций.  [2]

Производственные дефекты проявляются в виде дефектных секторов, то есть секторов, которые не читаются правильно после записи.

Если дефект сектора невелик, например всего несколько бит, такой сектор можно использовать, позволив полю ЕСС исправлять ошибки при каждом чтении сектора.

РџСЂРё более серьезных дефектах ошибка уже РЅРµ может быть скорректирована.  [4]

Производственный дефект имеет различное значение Рё влияние РЅР° потребительские свойства тары.  [5]

Производственные дефекты внутри партии товара РјРѕРіСѓС‚ быть РІ РІРёРґРµ отдельных дефектных единиц РІ результате случайных неполадок производства Рё РІ РІРёРґРµ массового появления дефектных единиц РІ результате систематических неполадок производства.  [6]

Производственные дефекты РјРѕРіСѓС‚ быть РІ СЏРІРЅРѕРј Рё скрытом состояниях.  [7]

Производственные дефекты проявляются в виде дефектных секторов, то есть секторов, которые не читаются правильно после записи.

Если дефект сектора невелик, например всего несколько бит, такой сектор можно использовать, позволив полю ЕСС исправлять ошибки при каждом чтении сектора.

РџСЂРё более серьезных дефектах ошибка уже РЅРµ может быть скорректирована.  [9]

РџРѕРґ производственным дефектом понимается несоответствие качественных показателей изделия предъявляемым Рє нему требованиям.  [10] Однако учитывая возможные производственные дефекты изоляции Рё ее повреждения РїСЂРё намотке, междувитковую изоляцию необходимо усилить.

Это может быть сделано либо намоткой провода принудительным шагом, либо обмоткой провода лентой из кабельной бумаги или фторопластовой пленкой.

Первый способ нетехнологичен и не гарантирует от соприкосновений соседних проводов и, что самое главное, ведет к значительному увеличению высоты намотки, что весьма нежелательно.

Обмотка РїСЂРѕРІРѕРґРѕРІ фторопластовой пленкой гарантирует высокую электропрочность, РЅРѕ является трудоемкой операцией.  [11]

РџСЂРё возникновении производственных дефектов следует тщательно проанализировать причины РёС… появления.  [12]

В случае производственных дефектов из-за некачественной пайки и нанесения изоляционного лакового покрытия возможны образования дендритов ( рис. 7.

18), которые РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє возникновению замыканий Рё отказам Р Р­Рћ, Для исключения указанных явлений технология пайки Рё нанесения изолирующего слоя должна исключать возможности образования, сохранения Рё накопления влаги РЅР° поверхностях печатных плат, пустоты РІ паяных соединениях РЁР  должны заполняться жидким герметикой, Р° сами РЁР  после стыковки необходимо просушивать Рё герметизировать полимерной пленкой СЃ липким слоем или легко снимаемым покрытием ЛСП СЃ ингибиторами РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё.  [14]

РџСЂРё обнаружении производственных дефектов РІ товаре РїСЂРё его приемке, Р° также РїСЂРё монтаже, наладке Рё эксплуатации РІ период гарантийного СЃСЂРѕРєР° вызов представителя РџРћРЎРўРђР’Р©Р�РљРђ обязателен.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id664777p1.html

Дефект, разновидности дефектов

Производственный дефект это

В соответствии с ГОСТом дефекту дается следующее определение:

«Дефект — каждое отдельное несоответствие установленным требованиям». Проанализируем это определение.

Первое. Так что же такое дефект? Из данного определения следует, что дефект — это несоответствие, но не сказано чего, а только сказано чему. Так что же чему должно не соответствовать — свойства, характеристики, параметры, изделия, продукция и т. д.?

Второе. Если все-таки речь идет о свойствах объекта, то каким требованиям он должен соответствовать или не соответствовать?

Третье. Несоответствие установленным требованиям может возникнуть у той или иной детали в результате износа или старения.

Может ли такое несоответствие свойств быть отнесено к дефекту или нет? И в чем тогда различие между этими понятиями и такими, как брак, неисправность, поломка, повреждение, разрушение и др.

? Вместе с тем, в данном определении верно сказано, что понятие дефекта следует отнести только к каждой «отдельной продукции», то есть имеется в виду, что оно применимо к единичному объекту (например, детали).

Четвертое. Применимо ли понятие дефекта к продукции, если продукция — это не единичное изделие, а обобщенное понятие, то есть совокупность (сумма) единичных изделий? Это слово всегда употребляется во множественном числе.

Например, продукция завода т— тракторы, холодильники, телевизоры, электролампы, конденсаторы и т. д. Поэтому употреблять рядом (вместе) слова «каждое отдельное» и «продукция» неправомочно, так как они исключают друг друга.

В связи с этим понятие дефекта нуждается в уточнении.

Итак, что же мы будем понимать под дефектом?

Дефект — это локальное нарушение регламентированных физико-механических, конструктивных и эстетических свойств объекта.

Дефект — это всегда непредусмотренное, незакономерное, неестественное изменение (нарушение) каких-либо установленных свойств у детали (не вызванное старением или износом), которое является результатом грубого нарушения технологического процесса изготовления этой детали, или дефект может возникнуть в процессе сборки узла или агрегата.

Дефект — это локальное (местное) нарушение внутреннего состояния объекта, заключающееся в изменении (ухудшении или улучшении) отдельных показателей по физико-механическим, конструктивным или эстетическим свойствам.

Следовательно, дефект может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, какое произошло изменение свойств у объекта: завышение или занижение их. Примерами наиболее часто встречающихся у деталей отрицательных дефектов, которые возникают при их изготовлении, являются:

Усадочные раковины при литье;

Сварочные трещины;

Коробление деталей при термообработке;

Прожоги у деталей при сварке.

В процессе сборки узлов и агрегатов могут возникнуть дефекты вследствие неправильной сборки, сильных ударов, перекосов, а именно:

Забоины;

Трещины;

Вмятины;

Пробоины;

Деформации;

Несоосности;

Перекосы и т. д.

В процессе эксплуатации объектов (узлов, агрегатов, машин или других систем) в результате неравномерного распределения динамических, статических, электрических и других нагрузок в деталях могут возникать дефекты в виде трещин, нарушения диэлектрических свойств изоляторов и др.

В практической деятельности необходимо все многообразие дефектов разделять на конструктивные, физико-механические, эстетические и другие виды дефектов.

Конструктивный дефект — это локальное нерегламентированное ухудшение конструкции объекта.

Физико-механический дефект — это локальное нерегламентированное нарушение физико-механических свойств объекта.

Физико-механические дефекты, как и конструктивные, возможны только у единичных объектов (деталей). Если же речь идет об «оценке» качества какого-то изделия, то к нему применение понятия дефекта нецелесообразно, поскольку это изделие может иметь один или целую гамму дефектов. Для оценки степени снижения качества этого изделия правильнее применять понятие брак, которое будет рассмотрено ниже.

Физико-механический дефект, так же как и конструктивный, может возникнуть у детали либо в процессе ее изготовления, либо в процессе сборки узлов и агрегатов, либо в процессе эксплуатации последних.

Физико-механические дефекты могут быть в виде:

Наружных трещин;

Внутренних пор в металле;

Несплавления одного металла с другим;

Несоответствия компонентного (химического) состава материала стали техническим требованиям;

Несоответствие значений твердости, прочности, пластичности, износостойкости, намагниченности и других физико-механических свойств требованиям технической документации.

Конструктивный дефект является единичным отклонением от заданной конструкции детали в результате грубого нарушения правил и норм проектирования. Примерами конструктивных дефектов могут быть:

Отсутствие у детали каких-либо конструктивных элементов;

Присутствие у детали излишних конструктивных элементов;

Замена материала детали в ходе конструкторской проработки менее прочным или менее износостойким и т. д.

Несоответствие формы и размеров детали требованиям конструкторской документации и др.

Эстетический дефект — это локальное нарушение внешнего вида изделия.

Эстетический дефект, являющийся грубым отступлением во внешнем оформлении изделия от эстетических требований, может проявляться в виде:

Осыпавшейся или разрушившейся частично краски;

Замены одного цвета другим, не соответствующим требованиям (например, опасные зоны, вращающиеся детали окрасили не в красный, а в черный цвет и т. д.);

Потеков краски;

Несоответствия рисунка, оформления заданным требованиям и т. д.

Явный дефект (конструктивный, физико-механический, эстетический) — это нерегламентированное грубое очевидное нарушение конструкции или физико-механических, или эстетических свойств изделия, наличие которого может быть установлено без применения специальной аппаратуры.

Явный дефект — это всегда очевидное и грубое нарушение тех или иных характеристик у единичного объекта.

Примерами явных дефектов могут быть поверхностные трещины, прожоги, оплавление отдельных участков, большие вмятины или коробление, коррозия или эрозия поверхности металла, предельный или запредельный изгиб деталей, частичное или полное разрушение металла и другие, которые могут быть установлены с помощью простого осмотра.

Скрытый дефект (конструктивный, физико-механический, эстетический) — это нерегламентированное нарушение конструкции, эстетических или физико-механических свойств изделия, наличие которого может быть обнаружено только специальной аппаратурой.

Скрытый — это, как правило, «тонкий», не явный дефект, наличие которого у изучаемой детали установить путем внешнего осмотра не представляется возможным.

Например, как установить наличие тонких «волосяных» трещин, проходящих внутри металла, когда толщина этих трещин составляет всего несколько десятков микрон? Разрешающей способности человеческого глаза здесь недостаточно.

В этом случае необходимо прибегнуть к помощи металлографического или электронного микроскопа.

Или другой пример. При изготовлении детали использован материал, прочность которого оказалась значительно ниже установленных требований. Образование данного дефекта возможно произошло в следующих случаях.

Первый — данный материал (сталь) выплавлен с отступлением от требований ГОСТа, то есть его компонентный (химический) состав не соответствует техническим требованиям.

Второй — данная деталь изготовлена из другой марки стали, прочность которой ниже задаваемых требований.

Третий — данная деталь не прошла термообработку или последняя выполнена некачественно и т. д.

Для того, чтобы установить наличие вышеперечисленных дефектов у детали, необходимо для определения химического состава стали использовать спектрограф, а для определения степени закаленности — твердомер, микротвердомер и металлографический микроскоп, которые позволяют увидеть закалочные микроструктуры в металле или их остутствие, а по виду микроструктуры (мартенсит, перлит, бейнит, феррит и т. д.) можно будет определить степень закалки или отжига в различных участках детали.

Примером скрытого конструктивного дефекта может служить несоответствие профиля кулачка требованиям конструкторской документации. Установить этот дефект, который является незначительным, «тонким», составляющим всего доли миллиметра, можно только с помощью оптического профилометра.

Примером скрытого эстетического дефекта может быть замена отдельных чистых тонов краски соответствующими близкими полутонами или замена данного рисунка близким, очень похожим рисунком со скрытыми еле различимыми изменениями (особенно если речь идет о миниатюре). В этом случае для установления дефекта необходима специальная оптическая аппаратура.

К устранимым дефектам можно отнести такие нарушения свойств у единичного объекта (детали), которые принципиально могут быть устранены, то есть для их исправления имеются технические возможности, основанные на научных результатах. При этом могут возникнуть различные ситуации, при которых один и тот же дефект в одних условиях может быть устраним, а в других нет.

Например, в одной стране, где более высокий технический и научный уровень, для устранения этого дефекта имеются научные предпосылки, технические и технологические возможности, в другой стране таких возможностей нет. В таком случае тот или иной дефект следует считать относительно устранимым или неустранимым, то есть зависящим от сознания человека, от его интеллектуального развития.

Абсолютно устранимый дефект (явный или скрытый) — это нарушение заданных свойств объекта, для устранения которого у общества имеются научные и технические возможности.

Абсолютно неустранимый дефект (явный или скрытый) — это нарушение заданных свойств объекта, для устранения которого объективно не существует не научных, не технических возможностей.

Абсолютно неустранимый дефект — это такой дефект, для устранения которого в данный момент человечество не располагает ни научными, ни техническими возможностями, то есть это такой дефект, который принципиально не может быть устранен. К таким дефектам относятся нарушения тех или иных свойств, которые являются следствием необратимых процессов.

Так, например, в процессе электронной эмиссии электроны покинули металл, в результате чего он изменил свои физико-механические свойства, которые ухудшились. Устранить этот дефект, вернуть электроны на свои прежние места невозможно, следовательно, такой дефект является абсолютно неустранимым.

Относительно устранимый дефект (явный или скрытый) — это нарушение заданных свойств объекта, для устранения которого в данной конкретной ситуации имеются технические возможности.

Примерами относительно устранимых дефектов могут быть следующие. Например, в процессе термообработки, при неправильной закалке лопнул коленчатый вал. Образовавшаяся глубокая трещина не позволяет использовать эту деталь в дальнейшей работе.

В условиях колхозной мастерской или ремонтного завода (определенного) исправить этот дефект нельзя, поскольку у данного коллектива нет технических возможностей это сделать.

В то же время этот коленчатый вал может быть восстановлен, если эту трещину заварить с использованием лазерной или электроннолучевой сварки.

Относительно неустранимый дефект (явный или скрытый) — это нарушение заданных свойств объекта, устранение которого технически невозможно по субъективным причинам.

Отсутствие технических возможностей в каждом конкретном случае определяется либо отсутствием научных знаний у данной группы людей или у конкретного человека, либо отсутствием технических возможностей у конкретной страны, республики, завода, мастерской или человека.

Такой дефект у одних людей является устранимым, а у других нет. Например, в процессе изготовления (а не эксплуатации) плохо закрепили «волосок» (нить накаливания) у лампочки, который отскочил. Образовался явный дефект, лампочка не Работает.

Этот дефект у конкретного потребителя является неустранимым (относительно), поскольку у данного человека нет технических возможностей устранить этот дефект. В то же время на заводе этот дефект может быть устранен.

Для этого необходимо вскрыть стеклянный баллон, укрепить нить, а затем в обратной последовательности откачать из баллона воздух и запаять его.

Далее рассмотрим такие понятия, как положительный и отрицательный дефект. А именно: если в соответствии с ГОСТом дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям, то это означает, что несоответствие может быть любым — и плохим (отрицательным) и хорошим (положительным), то есть превышающим установленные требования.

Например, по требованиям технической документации твердость бронзографитовых подшипников скольжения масляного насоса должна составлять 65 кг/мм, что должно обеспечивать надежную работу вала шестерни, работающей в паре с этим подшипником скольжения, в течение 8—10 месяцев.

Если в процессе изготовления этого подшипника произошло увеличение его твердости до 80 кг/мм, что привело к более интенсивному изнашиванию вала шестерни, и как следствие — снижение моторесурса масляного насоса на 15—20%. Результатом ухудшения эксплуатационных характеристик насоса явился положительный дефект бронзографитового подшипника, то есть излишнее повышение его твердости.

Следовательно, мы имеем дело с положительным дефектом 1 рода, под которым будем понимать следующее.

Положительный дефект 1-го рода — это локальное повышение каких-либо свойств объекта, приводящее к отрицательным последствиям.

Второй пример. В металлах и сплавах имеют место такие дефекты микроструктуры, как дислокации, вдоль которых скорость диффузии на несколько порядков выше, чем через кристаллическую решетку без дефектов.

Это приводит к тому, что вокруг дислокации повышается концентрация примесных атомов, мешающих движению дислокаций и как следствие приводящих к упрочнению металла. Значит, наличие дефектов в металле не ухудшает, а улучшает его физико-механические свойства.

Следовательно, в данном случае дислокации являются положительными дефектами в металле. Таким образом, под положительным дефектом 2-го рода мы будем понимать следующее:

Положительный дефект 2-го рода — это локальное нарушение исходного состояния объекта, приводящее к частичному повышению его физических свойств.

В отличие от положительного, отрицательный дефект всегда приводит к ухудшению свойств объекта, к снижению его качества. Поэтому, под отрицательным дефектом мы будем понимать следующее:

Отрицательный дефект — это локальное ухудшение регламентированных свойств объекта, приводящее к снижению его качества.

Источник: https://ekonom-buh.ru/kniga-teoriya-kachestva-tovarov/467-defekt-raznovidnosti-defektov.html

Моторный центр ::АБ-Инжиниринг:: Что такое дефекты и как с ними бороться? Правильная терминология в экспертизе

Производственный дефект это

Александр Хрулев

При проведении экспертных исследований встречаются различные неисправности узлов и агрегатов автомототранспортных средств (АМТС), определяемые как состояние, при котором узел/агрегат не соответствует требованиям нормативно-технической документации [1, 3, 4].

Причины неисправностей могут быть различными и обычно связаны с различными нарушениями при производстве, эксплуатации или обслуживании автомобиля, а также в связи с естественными процессами старения.

Для эксперта, исследующего неисправности и причины их появления, необходимо не только правильно выполнить исследование, чтобы установить истинную причину неисправности, но и правильно ее описать.

Для чего необходимо использовать правильную терминологию при описании свойств объекта исследования.

1. Немного о терминологии ГОСТ.

Терминология, регламентированная соответствующими нормативными документами, должна быть использована и в экспертных исследованиях.

Данный принцип позволяет эксперту показать, что он обладает соответствующими специальными знаниями в данной области, поскольку одним из признаков этого знания является владение правильной терминологией.

Напротив, если эксперт (эксперт) использует ошибочную терминологию, это может быть признаком недостоверности результатов исследования, и недовольная сторона имеет возможность оспорить такое экспертное заключение по формальным основаниям (некомпетентность эксперта).

Термины, определяющие свойства продукции, включая продукцию (изделия) автомобильной промышленности, в том числе, показатели качества и недостатки продукции, устанавливаются государственными стандартами (ГОСТ), причем использование таких терминов обязательно для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе [1]. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется. Это означает, что в экспертных заключениях также должна использоваться правильная и установленная стандартами терминология.

Так, государственными стандартами [1, 2, 3, 4] устанавливаются применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области надежности и управления качеством продукции.

Сама продукция рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. При этом продукция имеет множество различных свойств, которые могут проявляться при ее создании и эксплуатации, т.е. при разработке, производстве (изготовлении), испытаниях, хранении, транспортировании, техническом обслуживании, ремонтах и использовании (термин “эксплуатация” применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс).

Качество продукции является технико-экономическим понятием [1], которое охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением.

Качество продукции зависит от качества составляющих ее изделий и материалов.

Если продукция состоит из изделий машиностроения, то к свойствам, определяющим качество продукции, относятся свойства отдельных изделий, а также такие свойства совокупности изделий, как однородность, взаимозаменяемость и т.д.

Показатель качества продукции количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции.

У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть многочисленной. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т.п.

, а также может быть безразмерным.

При рассмотрении показателя качества продукции следует различать:

  • – наименование показателя (например, интенсивность отказов);
  • – численное значение показателя, которое может изменяться в зависимости от различных условий (например, 500 ч.).

Допускаемое отклонение показателя качества продукции определяется сопоставлением фактического и допустимого значений этого показателя.

Отклонение считается допускаемым, если фактическое значение показателя качества продукции не выходит за пределы, установленные нормативной документацией.

Выход фактического значения показателя за установленные пределы означает, что рассматриваемая продукция (ее единица) имеет дефект.

Допускаемое отклонение может характеризоваться, например, глубиной и площадью вмятин (раковин, сколов, царапин) на поверхности изделия, а также их числом, если их значения не превосходят предельных.

При этом номинальные значения, от которых в данном случае отсчитываются допускаемые отклонения, приравнивают нулю.

Аналогичным образом поступают, когда в технической документации записано требование, например: “зазор не должен быть более 0,5мм”, это означает, что номинальное значение зазора равно нулю.

Государственными стандартами определяется также термин “признак продукции” – качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции, а также “параметр продукции” – признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояние [1].

2. Так что же такое “дефект”?

Согласно ГОСТ, дефектом называется каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Таким образом, если рассматриваемая единица готовой продукции имеет дефект, то это означает, что, по меньшей мере, один из показателей ее качества или параметров вышел за допустимое значение, или не выполняется (не удовлетворяется) одно из требований нормативной документации к признакам продукции [1-4].

Примерами дефектов могут быть выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регулировка (настройка) агрегата (узла), царапины на защитном покрытии изделия, недопустимо высокое содержание вредных примесей в продукте, наличие заусенцев на резьбе и т. д.

Дефект сам по себе может не приводить к полной неработоспособности изделия, однако ухудшает его потребительские свойства и снижает в той или иной степени его качество, показатели качества и параметры [11]. В последующей эксплуатации дефектной продукции (т.е. продукции, имеющей дефект) дефекты приводят к отказам (нарушению работоспособности).

3. Как правильно применить термин “дефект”?

На практике эксперты, выполняющие экспертные исследования, нередко путают термин “дефект” с такими терминами, как “неисправность”, “повреждение”, “отказ”. В результате в заключениях используется терминология, не соответствующая принятым стандартам.

Согласно ГОСТ [1] термин “дефект” применяется для готовой продукции промышленного производства – при контроле качества при ее изготовлении и ремонте. В то же время термин “дефект” не распространяется на последующее использование (эксплуатацию) продукции.

Напротив, термин “неисправность” применяют при использовании (эксплуатации), хранении и транспортировании продукции.

Так, например, словосочетание “характер неисправности” означает конкретное недопустимое изменение в изделии, которое до его повреждения было исправным (находилось в исправном состоянии).

В отличие от термина “дефект” термин “неисправность” распространяется не на всякую продукцию, в том числе не на всякие изделия, например, не называют неисправностями недопустимые отклонения показателей качества материалов, топлива, химических продуктов и т. п.

Очевидно, термин “дефект” связан с термином “неисправность”, но не является его синонимом.

Неисправность представляет собой определенное состояние изделия, вызванное определенным событием – повреждением, которое заключается в нарушении исправного состояния изделия.

Повреждение – это событие, при котором происходит нарушение исправного состояния изделия вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные нормативно-технической документацией на изделие [1, 11].

Таким образом, в отличие от дефекта, возникающего при производстве, повреждение возникает в эксплуатации, а также при хранении и транспортировании готовой продукции. В то же время, находясь в неисправном состоянии, изделие может иметь один или несколько дефектов, возникших при производстве.

При возникновении неисправности исследуемый узел (агрегат) может остаться работоспособным, когда он может выполнять заданные функции, сохраняя при этом значения заданных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией, или стать неработоспособным, когда значение хотя бы одного выходного параметра не соответствует установленным требованиям.

Термин “дефект” также следует отличать от термина “отказ”.

Отказом называется событие в эксплуатации, заключающееся в нарушении работоспособности изделия, которое до возникновения отказа было работоспособным.

Отказ может возникнуть в результате наличия в изделии одного или нескольких дефектов, но появление дефектов не всегда означает, что возник отказ, т. е. изделие стало неработоспособным.

Таким образом, часто встречающиеся в заключениях экспертов фразы типа “эксплуатационный дефект” или “дефект имеет эксплуатационный характер”, вероятно, являются примером не вполне правильной терминологии – например, согласно ГОСТ 15467-79 [1], в эксплуатации дефектов не возникает, и дефект может иметь только конструктивный или производственный характер. Возможно, более правильно было бы указывать в подобных случаях на “эксплуатационное повреждение” или на “эксплуатационный характер неисправности”, т.е. на недопустимое изменение в изделии, которое произошло в эксплуатации.

Однако указанные особенности или даже ошибки применения тех или иных терминов не так однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

4. По ГОСТ или не по ГОСТ?

При анализе ГОСТ [1-4], устанавливающих терминологию при описании надежности продукции, нетрудно заметить определенные несоответствия. Так, в ГОСТ 15467-79 [1] имеется как внутреннее противоречие, так и противоречие с технической литературой в области эксплуатации и ремонта автомобилей.

В ГОСТ 15467-79 указано, что “находясь в неисправном состоянии, изделие имеет один или несколько дефектов”.

Но если дефект возникает при производстве (ремонте), а неисправность возникает в процессе эксплуатации, хранении…, то при неисправном состоянии изделие имеет неисправность (неисправности), но не дефекты.

Традиционно в отечественных ТУ на контроль и сортировку при ремонте использовался термин “дефект”. В учебной литературе, справочниках по ремонту [12, 13, 14] обычно пишут, что при входном контроле ремонтного фонда (дефектации) проверяется наличие или отсутствие дефектов, которые возникли в эксплуатации. От этого происходит сам термин “дефектация”.

В ГОСТ также говорится, что дефектация – это контроль качества отремонтированной продукции. Но это также не совсем верно. Дефектация – это контроль ремонтного фонда, т.е. объектов, поступивших в ремонт. А отремонтированная продукция проходит в соответствии с ГОСТ приемочный контроль.

В данном случае речь идет не о дефектах, которые возникли в процессе ремонта, а о дефектах (неисправностях, повреждениях), возникших в процессе эксплуатации.

Хотя такие дефекты можно было бы трактовать двояко – в том числе, как дефекты деталей для последующей сборки при ремонте (вторичном производстве).

Обращает на себя внимание, что ГОСТ Р53480-2009 [4] вообще дает другое определение термину “дефект”, даже не ссылаясь на ГОСТ 15467-79.

Этот ГОСТ в отношении неисправности указывает, что они могут быть “конструкционными” (а не “конструктивными”, как в ГОСТ 15467-79), и “производственными”, при этом термин “эксплуатационная неисправность” не устанавливается, т.е.

неисправность в результате нарушения правил эксплуатации или в результате естественных процессов старения не возникает.

По ГОСТ Р53480-2009 [4] “неисправность – состояние изделия, характеризующееся неспособностью выполнять требуемую функцию…”, “отказ – потеря изделия выполнять требуемую функцию”, т.е.

событие, а “неработоспособное состояние – состояние изделия, при котором оно неспособно выполнять требуемую функцию…”. Т.е. при неисправности, согласно ГОСТ Р53480-2009, наступает отказ, и изделие становится неработоспособным.

Что вообще прямо противоречит ГОСТ 15467-79 [1].

Источник: https://www.ab-engine.ru/rec_termine.html

Дефекты изделий

Производственный дефект это

Дефектом называется каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

К дефектам производственного характера можно отнести конструктивные дефекты, вносимые в изделие на стадии его проектирования, и технологические дефекты, вносимые на стадиях технологического цикла продукции.

Конструктивные дефекты обусловлены неоптимальным выбором структуры изделия, ошибками в выборе конструктивных форм и размеров деталей, ошибками в выборе материалов деталей и подборе комплектующих элементов, заданием ошибочных требований к качеству изготовления узлов и деталей, неполным или некачественным проведением всех расчетов, необходимых для определения требований к конструктивным единицам изделия с учетом действующих нагрузок и подтверждения надежности изделия.

Технологические дефекты формируются в процессе изготовления деталей, сборки конструктивных единиц, сборки и отладки станка или всей автоматической линии.

К технологическим можно отнести дефекты, обусловленные несоответствием используемого сырья требованиям технологической документации, нарушением технологии производства продукции, неквалифицированными действиями персонала.

По характеру проявления технологические дефекты можно разделить на механические дефекты, несоответствия геометрической формы и шероховатости, несоответствия свойств материалов, несоответствия электрических, магнитных, пневматических и оптических характеристик.

Дефекты эксплуатационного характера обусловлены нарушением правил эксплуатации изделия, условий хранения и транспортировки, интенсивным использованием изделия, естественным износом.

К данным дефектам относятся механические повреждения в виде трещин, сколов, царапин, пластических деформаций и разрыва материала, коррозия, оплавление, окалины и т.д.

Дефекты из-за нарушения правил эксплуатации изделия возникают из-за его использования не по функциональному назначению, нарушения процедур предварительной подготовки или работы промышленного оборудования, использования несоответствующих вспомогательных инструментов, оснастки и расходных материалов, интенсивном использовании оборудования при превышении его допустимой календарной производительности, несоблюдения условий внешней среды при функционировании оборудования, воздействия агрессивных сред. Дефекты вследствие естественного износа могут проявляться в виде износа основных деталей в результате трения, коробления ответственных деталей из-за перераспределения внутренних напряжений в процессе эксплуатации, коррозии, старения пластмасс, резины, рабочей жидкости, смазочных масел, электронной аппаратуры и др. Дефекты вследствие естественного износа возникают в результате медленно протекающих процессов, которые приводят к прогрессивному ухудшению технических характеристик изделий производственно-технического назначения, называемому физическим старением.

По уровню значимости дефекты подразделяются на малозначительные, значительные и критические.

Малозначительным дефектом называется дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность. В результате малозначительного дефекта изделие теряет некоторую рыночную привлекательность, но сохраняет все исходные технические характеристики.

Значительным дефектом называется дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

Критическим дефектом называется дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

По уровню степени выявления дефекты подразделяются на скрытые и явные.

Явным дефектом называется дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Скрытым дефектом называется дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Таким образом, критерием для дифференциации дефекта по данной классификации является наличие формализованных нормированных процедур выявления данного дефекта.

По уровню экономической целесообразности дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.

Устранимым дефектом называется дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.

Неустранимым дефектом называется дефект,устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Следует отметить, что при современном развитии уровня техники существует техническая возможность устранения преимущественного большинства дефектов, поэтому критерием для дифференциации дефекта по данной классификации является отношение приращения стоимости изделия в результате ремонта к стоимости самого ремонта.

Проконсультироваться по вопросам назначения судебной технической (механико-технологической) экспертизы в Судебно-экспертной коллегии Вы можете по адресу: г. Минск, ул. Жуковского, д. 11А, 4-й этаж

или по телефонам +375 (17) 317 04 71; +375 (17) 317 04 72; +375 (17) 317 04 73; +375 (17) 317 04 74; +375 (17) 317 04 75; +375 (17) 317 04 76; +375 (44) 588 60 11.

© К.И.Дадьков

Источник: https://www.sudexpert.by/sudebnye-ekspertizy/tehnicheskaya-ekspertiza/defekty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.