Подсудность пенсионных споров

Администрация МО

Подсудность пенсионных споров

Любые решения органов ПФР относительно установления, отказа в установлении трудовой пенсии, ее выплате и удержаниях из нее могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд.

Подсудность пенсионных споров

Вопрос подсудности достаточно подробно освещен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 30.

При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 – 24 Гражданского процессуального кодекса РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин) и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Что касается территориальной подсудности, то в силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

На что необходимо акцентировать внимание суда

В целях предупреждения возникновения у ответчика вопросов при исполнении решения суда целесообразно просить суд в случае удовлетворения иска четко указать в решении по делу на возникающие у ответчика в связи с его принятием и вступлением в силу обязанности.

На необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения суда, чтобы у органов Пенсионного фонда его исполнение не вызывало вопросов, обратил внимание Верховный Суд в Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 (п. 32).

Поэтому при удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного пенсионного права истца, например:

– включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости;

– выплатить ответчику невыплаченные суммы полагавшейся ему пенсии с учетом всех имевших место индексаций размера частей трудовой пенсии.

Суд также должен указать, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию.

В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

Если в судебном решении не акцентировано внимание на указанных выше моментах, то гражданин, в пользу которого принято решение, может обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о разъяснении данного решения.

Однако, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.

202 ГПК РФ разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Помимо этого, статья 201 ГПК предусматривает, что суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение в случае, если суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, или действия, которые обязан совершить ответчик.

Вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен до вступления в законную силу решения суда.

Специалист (юрисконсульт) О.С. Лукьяненко

Количество показов: 1733 Дата создания: 26.07.2016 07:06:12

Источник: http://www.kabansk.org/pf/?ELEMENT_ID=8261

Пенсионные споры

Подсудность пенсионных споров

   Пенсионные споры не редкость в настоящее время и без пенсионного юриста бывает не разобраться в борьбе за право на досрочную пенсию.

   Наш пенсионный адвокат отстоял в суде ни одну заслуженную досрочную медицинскую (педагогическую, иную пенсию).

Порядок рассмотрения и разрешения споров по пенсионным вопросам

   Согласно ст. 31 ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено разрешение пенсионного спора в досудебном (административном) и судебном порядке.

   Административный порядок означает рассмотрение вопроса органом страховщика – Пенсионным фондом России. Граждане вправе направлять заявления как индивидуально, так и коллективно, а само рассмотрение осуществляется бесплатно.

Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, поэтому заявителю требуется указать фамилию, имя, отчество и адрес для направления письменного ответа.

На подаваемом документе обязательно должна стоять личная подпись и указана дата, чтобы страховщик не смог отказать в ответе по формальным обстоятельствам.

Обращение в орган страховщика может быть подано:

  • лично, т.е. непосредственно в канцелярию органа;
  • почтой России или с помощью курьерской доставки;
  • через сайт Госуслуг;
  • через личный кабинет официального сайта пенсионного фонда;
  • при помощи электронной почты на адрес, указанный для обратной связи на официальном сайте пенсионного фонда.

   Стоит отметить, что должностные лица не вправе рассматривать жалобы против своих же действий. При нарушении указанного запрета гражданин имеет право обратиться в вышестоящий орган страховщика или в суд.

   Законодатель установил срок для предоставления ответа – один месяц с момента получения. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Срок же для направления заявления с момента нарушения действующим законодательством не предусмотрен.

   При получении неудовлетворительного ответа гражданин может обратиться в вышестоящий орган страховщика и подать жалобу в суд.

   Судебный порядок означает, что обжалование решения пенсионного органа или конкретного должностного лица будет рассмотрено в рамках судебного процесса.

Это наиболее действенный способ разрешения спора, так как суд может не только отменить незаконное решение пенсионного фонда, но и восстановить непосредственно само нарушенное право заявителя.

В случае, если заявление подается физическим лицом, то спор будет рассмотрен судом по месту нахождения территориального органа пенсионного фонда. Как правило, место нахождение территориального страхового органа и места жительства гражданина совпадают.

Размер государственной пошлины зависит от предмета спора и самого заявителя, так как, например, от ее уплаты освобождены пенсионеры, которым пенсия назначена в установленном законом порядке по имущественным и административным искам, вытекающим из имущественных отношений к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам.

   Судебное рассмотрение пенсионного спора условно можно разделить на несколько этапов, совокупная продолжительность которых составляет в среднем два месяца:

  1. Подача искового заявления. После подачи искового заявления у суда будет 5 дней для вынесения определения о принятии искового заявления к производству либо оставлении его без движения. Суд оставляет иск без движения в случае наличия недостатков, требующих исправления, после устранения которых, назначает предварительное судебное разбирательство.
  2. Предварительное судебное разбирательство. Представляет из себя опрос сторон, в котором истец излагает свои требования, а ответчик возражения. На указанной стадии заявителю полезно заявить ходатайство суду об истребовании у стороны-оппонента документов, сведений, которые без помощи суда получить ему не представляется возможном. Можно также заявить ходатайство о привлечении свидетелей, так как, подобного рода заявление во время основного судебного разбирательства может привести к его отложению.
  3. Судебное заседание. В рамках основного судебного заседания суд рассматривает дело по существу. Стороны излагают свои позиции по возникшему спору, предоставляют дополнительные доказательства. После исследования судом всех материалов дела, стороны участвуют в прениях, затем с заключительными репликами, после чего, суд удаляется в совещательную комнату.
  4. Вынесение решения. Суд оглашает сторонам принятое решение, порядок обжалования и срок вступления в законную силу.

   При получении положительного решения необходимо дождаться вступления его в законную силу, после чего, обратиться в пенсионный фонд. Для страхового органа решение суда обязательно к исполнению.

ВНИМАНИЕ:

Источник: https://katsaylidi.ru/article/pensionnyie-sporyi

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Подсудность пенсионных споров

Споры в сфере социального обеспечения, рассматриваемые судами общей юрисдикции, представляют собой достаточно широкий спектр разногласий по порядку назначения, получения и предоставления отдельных видов социального обеспечения, а также установления и подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Понятие “спор” указывает на его разрешение в рамках искового производства по правилам, предусмотренным подразд. 2 ГПК РФ.

Вместе с тем целый спектр значимых для возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений требует подтверждения в судебном порядке: установление родственных отношений, иждивенства, трудового стажа как в качественном, так и в количественном параметрах. Данное подтверждение осуществляется в рамках так называемого особого производства по правилам гл. 28 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в рамках особого производства презюмируется отсутствие спора как неразрешимых противоречий по поводу необходимости судебного подтверждения (установления) того или иного юридического факта.

Наличие спора, о котором заявляется участником судопроизводства либо устанавливается судом, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и является основанием для оставления заявления, поданного в порядке особого производства (гл. 28 ГПК РФ) без рассмотрения.

Особенности споров в сфере социального обеспечения, рассматриваемых судами общей юрисдикции

Среди особенностей рассмотрения социального спора судами общей юрисдикции следует выделить:

  • 1) субъектный состав участников спорного процессуального отношения;
  • 2) подведомственность социального спора;
  • 3) подсудность социального спора;
  • 4) определение размера государственной пошлины;
  • 5) ретроспективное действие нормативных правовых актов при разрешении спора.
  • 1. Субъекты споров в сфере социального обеспечения, разрешаемых судами общей юрисдикции.

Субъектами споров в сфере социального обеспечения (либо социальных споров) являются гражданин (в ряде случаев семья в целом, например, при разрешении споров о назначении пенсии по случаю потери кормильца), с одной стороны, и государство в лице уполномоченных органов, представляющих социальное обеспечение того или иного вида, – с другой.

Исключение составляют споры по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, когда обязанной стороной (ответчиком) является работодатель, на которого трудовым законодательством возложена обязанность по выплате данных пособий лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.

Впоследствии работодатель получает возмещение произведенных выплат в установленном размере и порядке за счет средств бюджета ФСС РФ. В этом случае ФСС РФ привлекается к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ).

В случае если лицо, имеющее право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, прекратило трудовые отношения с работодателем (при этом с момента прекращения трудовых отношений прошло более 30 дней) либо не состоит в трудовых отношениях, то обязанной стороной (ответчиком) выступает ФСС РФ в лице соответствующего регионального (территориального) управления.

2. Подведомственность споров в сфере социального обеспечения.

Социальные споры относятся к категории гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции и разрешаемых в исковом порядке.

Исключение составляют гражданские дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факт нахождения на иждивении, факт принадлежности трудовой книжки и т.п.

), которые также подведомственны судам общей юрисдикции, однако разрешаются в порядке особого производства.

3. Подсудность споров в сфере социального обеспечения.

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов РФ, Верховный Суд РФ, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом в качестве суда первой инстанции споры в сфере социального обеспечения рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами, в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям мировых судей – районными (городскими) судами, в качестве суда кассационной и надзорной инстанции – судом субъекта РФ и Верховным Судом РФ.

В отношении споров в сфере социального обеспечения каких-либо специальных оговорок о правилах определения родовой подсудности (подсудности между судами различных уровней) в действующем процессуальном законодательстве РФ не содержится. Следует в данном случае руководствоваться общим правилом о рассмотрении мировыми судьями дел по спорам имущественного характера (ст. 23 ГПК РФ).

В отношении подсудности по спорам о социальном обеспечении упоминание имеется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии” (п. 2):

  • 1) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 руб. (например, в случае взыскания начисленной, но не выплаченной пенсии), – подсудны мировым судьям;
  • 2) дела по спорам, не подлежащим оценке (например, об отказе в назначении пенсии), – подсудны районному (городскому) суду.

Данное правило определения подсудности по социальным спорам в сфере трудовых пенсий может быть применено при определении подсудности по всем спорам в сфере социального обеспечения, поскольку определение подсудности связано с природой правоотношений в сфере социального обеспечения, их подразделением на материальные и процедурные правоотношения, динамикой развития правоотношений в сфере социального обеспечения. Наличие субъективного права на социальное обеспечение определенного вида (например, достижение возраста и наличие стажа) само по себе не является основанием для назначения пенсии, поскольку существующее субъективное право должно пройти динамику развития от материального правоотношения к процедурному. При наличии спора по поводу субъективного права лица па социальное обеспечение того или иного вида – спор относится к подсудности районного суда (заранее субъективное право как таковое оценке не подлежит, хотя, безусловно, является по своему характеру имущественным), при наличии спора относительно реализации неоспариваемого субъективного права па социальное обеспечение определенного вида – спор относится к подсудности мирового судьи при условии, что подлежащие взысканию суммы в счет социального обеспечения не превышают 50 000 руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Территориальная подсудность (подсудность между судами одного уровня) выясняется по общим правилам подсудности, определенной в ст. 28 ГПК РФ, – по месту нахождения ответчика.

В ряде случаев отношения в сфере социального обеспечения являются следствием иных правоотношений – трудовых отношений, отношений по возмещению вреда жизни и здоровью работника. В этих случаях подсудность социальных споров зависит от подсудности первичных отношений, следствием которых являются отношения по социальному обеспечению.

В частности, в случае если право на пособие связано с возмещением вреда здоровью, в том числе вследствие произошедшего несчастного случая на производстве, предусматривается правило так называемой альтернативной территориальной подсудности: истцу принадлежит право предъявления иска как по месту нахождения ответчика, так и по месту своего жительства.

4. Уплата государственной пошлины при подаче исков, вытекающих из споров в сфере социального обеспечения.

Размер государственной пошлины по делам в сфере социального обеспечения определяется в соответствии с требованиями гл. 39.3 части второй НК РФ с учетом установленных льгот.

По гражданским делам по искам о защите пенсионных прав пенсионеры в соответствии с положениями НК РФ освобождены от судебных расходов, в том числе от расходов по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления (ст. 333.36 НК РФ).

По гражданским делам о взыскании пособий и пенсий в интересах несовершеннолетних истцы также освобождены от уплаты государственной пошлины, так как иск заявлен в интересах детей (ст. 333.36 НК РФ).

Истцы по искам о назначении пенсии (т.е. не обладающие статусом пенсионера) от уплаты государственной пошлины не освобождаются и уплачивают государственную пошлину в соответствии с требованиями ст. 319 НК РФ в размере 200 руб. как по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке.

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных).

Истцы по искам о взыскании пособий но временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 ПК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.).

Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 НК РФ.

5. Ретроспективное действие нормативных правовых актов.

Также отличительным признаком спора в сфере социального обеспечения, разрешаемого судом общей юрисдикции, является возможность ретроспективного правового регулирования, т.е.

применения нормативных правовых актов, утративших юридическую силу, при разрешении вопросов в сфере пенсионного обеспечения граждан, однако действовавших во время протекания трудовой, иной общественно-полезной деятельности, с которой связывается социальное обеспечение того или иного вида. Применение законодательства осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Наиболее распространенными социальными спорами, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, являются:

  • 1) споры о назначении досрочных трудовых пенсий по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях);
  • 2) споры о взыскании начисленной, но не выплаченной пенсии;
  • 3) споры об установлении качественных и количественных характеристик трудового стажа;
  • 4) споры о назначении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • 5) споры о взыскании начисленных, но не выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • 6) споры о назначении страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • 7) споры о взыскании излишне выплаченных пенсий.

Источник: https://studme.org/1219101012847/pravo/zaschita_prav_grazhdan_sfere_sotsialnogo_obespecheniya_sudah_obschey_yurisdiktsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.